Олимпиадные задания с решениями

Физическая культура 5-6 класс, школьный этап (I этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год

Содержание

  1. Инструкция по выполнению заданий
  2. Задания
  3. Ответы
  4. Технология оценки
  5. Полоса препятствий (с элементами спортивных игр) для девушек и юношей

Инструкция по выполнению заданий

Содержание ↑

Вам предлагаются задания, соответствующие требованиям к уровню знаний учащихся общеобразовательных школ по предмету «Физическая культура».

Задания объединены в 2 группы:

I. Задания с выбором одного правильного ответа

Содержание ↑

При выполнении этих заданий необходимо выбрать единственно правильный вариант из предложенных. Среди вариантов могут встретиться частично правильные, не подходящие в качестве ответа. Правильным является только один ответ – тот, который наиболее полно соответствует смыслу утверждения. Выбранный вариант отмечается зачёркиванием соответствующего квадрата в бланке работы: «а», «б», «в» или «г».

Внимательно читайте задания и предлагаемые варианты ответов.

Старайтесь не угадывать, а логически обосновывать сделанный Вами выбор.

Пропускайте задания, вызывающие у Вас затруднения. Это позволит сэкономить время для выполнения других заданий. Впоследствии Вы сможете вернуться к пропущенному заданию.

Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 1 балл.

II. Задания, в которых необходимо завершить высказывание

Содержание ↑

При выполнении этого задания необходимо самостоятельно подобрать недостающие слова, чтобы получилось верное утверждение. Подобранные слова вписывайте в соответствующую графу бланка работы.

Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 2 балла.

Контролируйте время выполнения задания.

Время выполнения всех заданий – 45 минут.

Будьте внимательны, делая записи в бланке ответов. Исправления и подчистки оцениваются как неправильный ответ.

Желаем успеха!


Задания

I. Задания с выбором одного правильного ответа

Содержание ↑

  1. Где зародились Олимпийские игры?
    • а) Древняя Русь;
    • б) Римская Империя;
    • в) Древняя Греция;
    • г) Византия.
  1. Как звучит девиз Олимпийского движения?
    • а) Быстрее! Выше! Сильнее!
    • б) Победа! Слава! Богатство!
    • в) Мир! Дружба! Братство!
    • г) Победы! Рекорды! Достижения!
  1. Когда летние и зимние Олимпийские игры проводились в нашей стране?
    • а) 1952 г. и 2010 г.
    • б) 1972 г. и 2006 г.
    • в) 1988 г. и 2002 г.
    • г) 1980 г. и 2014 г.
  1. Какое международное спортивное мероприятие состоится в 2018 году в России
    • а) Чемпионат Мира по хоккею;
    • б) Чемпионат Мира по футболу;
    • в) Чемпионат Мира по лёгкой атлетике;
    • г) Чемпионат Мира по водным видам спорта.
  1. Какие упражнения используют для воспитания силы?
    • а) бег в медленном темпе;
    • б) прыжки с возвышения;
    • в) махи руками;
    • г) подтягивание.
  1. Какой из видов спорта относится к игровым?
    • а) фехтование;
    • б) борьба;
    • в) хоккей;
    • г) биатлон.
  1. К какому виду спорта относятся и бег, и прыжки, и метания?
    • а) спортивная гимнастика;
    • б) лёгкая атлетика;
    • в) акробатика;
    • г) триатлон.
  1. Какое из перечисленных качеств относится к физическим?
    • а) целеустремленность;
    • б) трудолюбие;
    • в) смелость;
    • г) выносливость.
  1. На каких снарядах не соревнуются мужчины в спортивной гимнастике?
    • а) брусья;
    • б) бревно;
    • в) конь;
    • г) кольца.
  1. Что из перечисленного НЕ относится к водным видам спорта?
    • а) бобслей;
    • б) гребля;
    • в) парусный спорт;
    • г) водное поло.
  1. Какая прыжковая спортивная дисциплина относится к лёгкой атлетике?
    • а) прыжок с шестом;
    • б) опорный прыжок;
    • в) прыжок с парашютом;
    • г) прыжок в воду.
  1. После какой команды принимается основная стойка?
    • а) На старт!
    • б) Равняйсь!
    • в) Смирно!
    • г) Вольно!
  1. Что является основными средствами закаливания?
    • а) физические упражнения;
    • б) солнце, воздух, вода;
    • в) выступление в соревнованиях;
    • г) физический труд.
  1. К какому методу относится подача команд при выполнении физических упражнений?
    • а) словесного воздействия;
    • б) игровой;
    • в) наглядного воздействия;
    • г) повторный.
  1. При каком условии подтягивание считается правильным?
    • а) подбородок выше уровня перекладины;
    • б) угол в локтевых суставах достигает 90°;
    • в) глаза находятся на уровне перекладины;
    • г) при сгибании рук производятся дополнительные движения ногами.

II. Задания, в которых необходимо завершить высказывание.

Содержание ↑

Завершите определение, вписав соответствующее слово в бланк ответов.

  1. Назовите вид спорта первого олимпийского чемпиона, представителя нашей страны, Николая ПанинаКоломенкина: ________________________.
  2. Победителей Олимпийских игр в Древней Греции называли _________________________.
  3. Назовите спортивный инвентарь круглой формы, наиболее распространённый в игровых видах спорта: ______________________.
  4. Способность выполнять физическое упражнение с большой амплитудой называется _________________________.
  5. Оговоренное заранее положение рук, ног, туловища перед началом выполнения упражнения называется _________________________________.

Практический тур «Гимнастика»

Содержание ↑

  1. Испытания девочек/девушек и мальчиков/юношей проводятся в виде выполнения обязательного акробатического упражнения.
  2. Участник имеет право на одну попытку, в которой он должен выполнить упражнение полностью.
  3. В случае изменения установленной последовательности элементов упражнение не оценивается, и участник получает 0,0 балла.
  4. Если участник не сумел выполнить какой-либо элемент, производится сбавка, равная его стоимости, указанной в таблицах 1–6.
  5. Выполняемое упражнение должно иметь чётко выраженные начало и окончание и должно выполняться без неоправданных пауз с фиксацией статических элементов, указанных как «держать», не менее двух секунд.
  6. Каждый судья суммирует сбавки за ошибки в технике выполнения элементов и соединений, указанные в таблице 7, вычитая их из 10,0 балла.
  7. Судьи оценивают качество выполнения упражнений в сравнении с идеально возможным вариантом, учитывая требования к технике и стилю их исполнения.
  8. Ошибки исполнения могут быть: мелкими – 0,1 балла; средними – 0,3 балла; грубыми – 0,5 балла.
  9. Выполнение упражнения оценивается судейской бригадой, состоящей из трёх человек. Судьи должны находиться друг от друга на расстоянии, не позволяющем обмениваться мнениями до выставления оценки.
  10. При выставлении оценки бóльшая и меньшая из оценок судей отбрасываются, а оставшаяся оценка идёт в зачёт. При этом расхождение между максимальной и минимальной оценками судей не должно быть более 1,0 балла, а расхождение между оценкой, идущей в зачёт, и ближней к ней не должно превышать 0,3 балла.
  11. Окончательная оценка выводится с точностью до 0,1 балла.
  12. Максимально возможная окончательная оценка – 10,0 балла.
  13. Упражнение должно выполняться на акробатической дорожке шириной не менее 1,5 метра и длиной не менее 12 метров.
  14. Внешний вид участников должен быть опрятным. Девочки/девушки могут быть одеты в купальники, комбинезоны или футболки с «лосинами», а мальчики/юноши – в гимнастические майки, трико или спортивные шорты с открытыми коленями. Футболки и майки не должны быть надеты поверх шорт или трико. Участники испытаний могут выполнять упражнения в носках, гимнастических тапочках (чешках) или босиком.

Таблица 1. Акробатическое упражнение, 5–6 классы (девочки)

Содержание ↑

№ п/п Упражнение Стоимость
И. п. – о. с.
1 Шагом вперёд, согнуть правую (левую) вперёд, стопой коснуться колена опорной ноги, руки в стороны, держать 2,0
2 Приставляя ногу в упор присев, кувырок вперёд – кувырок вперёд в сед с наклоном вперёд, держать 1,0 + 1,5 +

1,0

3 Перекат назад с прямыми ногами в стойку на лопатках, держать – перекат вперёд в упор присев 1,5
4 Кувырок назад 2,0
5 Прыжок вверх, руки вверх 1,0

 

Таблица 2. Акробатическое упражнение, 5–6 классы (мальчики)

Содержание ↑

№ п/п Упражнение Стоимость
И. п. – о. с.
1 Шагом вперёд, согнуть правую (левую) вперёд, стопой коснуться колена опорной ноги, руки в стороны, держать 2,0
2 Приставляя ногу, наклон вперёд, руками коснуться пола, держать, упор присев – кувырок назад 1,5 + 2,0
3 Перекат назад в стойку на лопатках, держать – перекат вперёд в упор присев 1,5
4 Два кувырка вперёд 1,0 + 1,0
5 Прыжок вверх, руки вверх 1,0

 

Ответы

I. Задания с выбором одного правильного ответа.

Содержание ↑

№  вопроса Варианты ответов
«а» «б» «в» «г»
1 в
2 а
3 г
4 б
5 г
6 в
7 б
8 г
9 б
10 а
11 а
12 в
13 б
14 а
15 а

 

II. Задания в открытой форме.

Содержание ↑

  1. фигурное катание
  2. олимпионики
  3. мяч
  4. гибкость
  5. исходное положение

Технологии оценки

Технология оценки качества выполнения теоретико-методических заданий

Содержание ↑

I. Задания в закрытой форме, т. е. с предложенными вариантами ответов (а, б, в, г) оцениваются в 1 балл, неправильно выполненное задание – 0 баллов.

II. Задания в открытой форме, т. е. без предложенных вариантов ответов.

Правильное утверждение оценивается в 2 балла, неправильное – 0 баллов.

Рекомендуем в бланке ответов отмечать оценку каждого задания.

Итоговая оценка представляется суммой баллов оценки выполненных заданий.

Задания в закрытой форме – в сумме 15 баллов (15 вопросов).

Задания в открытой форме – в сумме 10 баллов (5 вопросов).

Максимально возможная сумма – всего 25 баллов.

Максимально возможное количество набранных баллов за теоретикометодическое задание – 20 баллов.

Итоги испытания оцениваются по формуле:

Xi = K·Ni/M , где

Хi – «зачётный» балл i-го участника;

К – максимально возможный зачётный балл в конкретном задании (по регламенту);

Ni – результат i-го участника в конкретном задании;

М – максимально возможный или лучший результат в конкретном задании.

Содержание ↑

Например, результат участника в теоретико-методическом задании составил 20 баллов (Ni = 20) из 25 максимально возможных (М = 25). Согласно настоящим критериям и методике оценивания максимально возможный зачётный балл по данному заданию составляет 20 баллов (К = 20). Подставляем в формулу значения Ni, К и М и получаем зачётный балл: Хi = 20 · 20 / 25 = 16 баллов

Технология оценки качества выполнения заданий по гимнастике

Содержание ↑

Максимально возможное количество набранных баллов за испытание по гимнастике – 40.

Итоги испытания оцениваются по формуле:

Xi = K·Ni/M , где

Xi – зачётный балл i-го участника;

К – максимально возможный зачётный балл в конкретном задании (по регламенту);

Ni – результат i-го участника в конкретном задании;

М – максимально возможный или лучший результат в конкретном задании.

Например, результат участника составил 7 баллов (Ni = 7) из 10 максимально возможных (М = 10). Согласно настоящим критериям и методике оценивания максимально возможный зачётный балл по данному заданию составляет 40 баллов (К = 40). Подставляем в формулу значения Ni, К и М и получаем зачётный балл: Хi = 40 · 7 / 10 = 28 баллов.

 

Полоса препятствий (с элементами спортивных игр) для девушек и юношей

Содержание ↑

Задания выполняются поточно в представленной ниже последовательности и схеме .

Старт участника в испытании производится по сигналу (команде) судьи.

Методические указания к выполнению испытания:

Содержание ↑

  1. Линия старта каждого из заданий отмечена специальной разметкой (конусами) и расположена на расстоянии не менее 1 м от стены зала.
  2. Для проведения испытания участники распределяются по потокам (до 15 человек) в соответствии с личным стартовым номером. Перед началом испытания участник называет фамилию, имя, стартовый номер.
  3. Все участники одного потока должны находиться в специально отведённом для них месте, их поведение не должно мешать другим участникам.
  4. Места проведения заданий располагаются последовательно, по периметру спортивного зала (рекомендуется спортивный зал 24 × 12 метров), на безопасном расстоянии от стены (см. примерную схему, рисунки 1–3).
  5. Прохождение испытания оценивается судейской бригадой не менее чем из 3 (трёх) человек. Один из судей на задании располагается в зоне старта/финиша, даёт команду «Марш!»/свисток и фиксирует время прохождения. Другие судьи располагаются в зоне прохождения испытаний и оценивают качество их выполнения. Рекомендуется, чтобы один из судей (или помощник) находился на лицевой линии баскетбольной площадки и следил за безопасностью участников в зоне выполнения испытаний.
  6. Основой для разметки комплексного испытания является разметка баскетбольной площадки.

Методика оценки испытаний

Содержание ↑

  1. Результатом выполнения испытания является время (в секундах, с точностью до десятых долей секунды), включая «штрафные» секунды. Секундомер включается по команде («Марш!»/свисток).
  2. Чем меньше времени затрачено на выполнение испытаний, тем выше итоговый результат.
  3. Невыполнение одного из заданий – штраф «плюс 15 секунд» от итогового результата.
  4. Если участник уходит с площадки, не окончив испытание (по неуважительной причине), – он снимается с конкурсного испытания.

Инвентарь и оборудование

Содержание ↑

Баскетбольная площадка со специальной разметкой и оборудованием для выполнения конкурсных испытаний.

Баскетбольная площадка со специальной разметкой и оборудованием для выполнения конкурсных испытаний

Вокруг площадки должна иметься зона безопасности шириной не менее 1 м, полностью свободная от посторонних предметов.

Оборудование:

  • конусы – 21 шт.;
  • высокие стойки (конусы) – 5 шт.;
  • секундомер – 2 шт.;
  • свисток – 1 шт.;
  • 3 баскетбольных мяча (размер 6 для участников 5–8 классов и девушек 9– 11 классов, размер 7 для юношей 9–11 классов);
  • 1 волейбольный мяч;
  • 1 футбольный мяч;
  • измерительная рулетка;
  • баскетбольный щит с кольцом;
  • футбольные ворота 2 × 3 метра;
  • 3 теннисных мяча;
  • гимнастические обручи (d = 90 см) – 5 шт.

Технология оценки качества выполнения заданий испытания «Полоса препятствий»

Содержание ↑

Максимально возможное количество «зачётных» баллов за испытание «Полоса препятствий» – 40 баллов.

Расчёт зачётных баллов участника в испытании производится по формуле:

Xi = K·M/ Ni , где

 Хi – зачётный балл i-го участника;

К – максимально возможный зачётный балл в испытании (по регламенту);

Ni – результат i-го участника в испытании;

М – лучший результат в испытании.

Лучший результат в испытании в абсолютном значении меньше результата любого другого участника.

Например, при Ni = 170,7 сек. (личный результат участника), М = 139,0 сек. (наилучший результат из показанных в испытании) и К = 40 (установлен предметной комиссией) получаем: Хi = 40 · 139,0 / 170,7, Хi = 32,6

Зачётные баллы определяются с точностью до десятых долей.

Все участники ранжируются по местам в соответствии с полученной суммой баллов за испытание.

Итоги школьного этапа олимпиады подводятся в общем зачёте по данному месту проведения практического тура олимпиады среди участников соответствующего пола и класса. «Технические» результаты по всем испытаниям вносятся в единую городскую информационную систему.

Таблица 1. Школьный этап (5–6 классы)

Содержание ↑

№ п/п Содержание упражнений Требования к выполнению Оборудование и методические указания Методика оценки
1 Перевод баскетбольного мяча с руки на руку перед собой Участник находится на линии старта. По

сигналу судьи участник берёт в руки

баскетбольный мяч, лежащий на стартовой

линии обозначенной конусами зоны,

представляющей собой квадрат, переме

щается с ним в ограниченную зону с веде

нием мяча и выполняет перевод с руки на

руку перед собой.

После выполнения упражнения участник

с ведением мяча отправляется к следующему

заданию и без остановки начинает его

выполнение.

Мальчики и девочки – 10 повторений.

4 конуса, обозначающие ограничительную

зону (квадрат 3 × 3 метра), измерительная

рулетка, мел.

Баскетбольный мяч лежит на линии старта на

расстоянии не менее 2 метров от боковой

линии.

Добавляется 3 секунды за:

– каждый заступ/выход за

ограничительную зону во время

выполнения переводов мяча;

– каждую задержку мяча

вследствие непродолжитель

ного его захвата кистью снизу.

2 Ведение баскетбольного мяча Закончив выполнение предыдущего задания,

участник без остановки пробегает линию

старта задания № 2 и ведёт баскетбольный

мяч «змейкой» между конусами (всего

5 конусов), установленными на равном (2–3

метра) расстоянии друг от друга. Ведение

осуществляется по правилам баскетбола.

Обводка выполняется дальней рукой от

конуса. Первый, третий и пятый конусы

обводятся с левой стороны, второй и

четвёртый конусы обводятся с правой

стороны.

После обводки последнего конуса участник

с ведением мяча перемещается к линии

старта задания № 3.

Старт задания на расстоянии не менее 2 метров

от боковой линии.

Добавляется 3 секунды за:

— каждое перешагивание через

конус,

– нахождение мяча и участника

с разных сторон от конуса,

– обводку конуса ближней рукой;

— каждое нарушение правил при

ведении мяча (пронос, пробежку,

двойное ведение мяча, касание

конуса).

3 Бросок баскетбольного мяча в кольцо Участник начинает задание, пробегая без

остановки с ведением мяча обозначенную

конусами линию старта задания №3 и выпол

няет бросок с места из-под кольца с любой

стороны.

После выполнения задания участник без

остановки переходит к выполнению

следующего задания.

Бросок выполняется в соответствии с техникой

этого приёма.

После броска мяч подбирает судья.

Добавляется 3 секунды за:

– непопадание в кольцо;

— выполнение броска в кольцо

неуказанным способом.

4 Прыжки на двух ногах с продви жением вперёд. Участник подбегает к конусам, обозна

чающим старт задания № 4, и выполняет

серию из пяти прыжков с продвижением

вперёд на двух ногах по дорожке из обручей,

выложенных в линию на полу друг за другом.

После выполнения задания участник бежит к

линии задания № 5.

Четыре конуса, обозначающие линии старта и

финиша, пять гимнастических обручей

(диаметр 90 см).

Прыжки выполняются в каждый обруч.

Допускается замена обручей разметкой на

полу соответствующего размера.

Добавляется 3 секунды за:

– приземление за пределами

обруча;

– начало выполнения прыжка

(отталкивание) с одной ноги;

– каждый невыполненный

прыжок;

– каждый подскок или шаг

вперёд перед прыжком.

5 Бросок теннис ного мяча в цель. Участник подбегает к конусам, обозна

чающим старт задания № 5, и последо

вательно выполняет броски одной рукой

теннисным мячом в баскетбольный щит

(всего нужно выполнить три броска, тремя

мячами). Расстояние от линии старта до цели – 7 метров.

3 теннисных мяча, 2 конуса, баскетбольный

щит.

Линия старта находится по центру.

Метание осуществляет из исходного

положения стойка ноги врозь, сильнейшая нога

находится впереди, мяч находится в ведущей

руке, при этом рука и нога должны быть

разноимёнными. Вторая рука, чуть согнутая

в локте, выносится вперёд. Ноги чуть согнуты

в коленях, спина прямая. Рука с мячом

отводится назад за голову согнутая в локте,

в момент выпуска снаряда резко выпрямляется

над головой,

Менять руки во время бросков нельзя.

После бросков мячи подбирает судья.

Секундомер выключается в момент броска

третьего мяча (момент отрыва мяча от руки).

Добавляется 3 секунды за:

– каждое непопадание мячом в

цель,

– заступ за ограничительную

линию,

– смену рук во время бросков.

Если во время попытки участ

ник случайно роняет мяч, он

должен подобрать его и снова

выполнить попытку.

Содержание ↑

Рекомендуем ознакомиться: