Олимпиадные задания с решениями

Физическая культура 7-8 класс, школьный этап (I этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год

Содержание

  1. Инструкция по выполнению заданий
  2. Задания
  3. Практический тур «Гимнастика»
  4. Полоса препятствий (с элементами спортивных игр) для девочек и мальчиков 7–8 классы

Инструкция по выполнению заданий

Содержание ↑

Вам предлагаются задания, соответствующие требованиям к уровню знаний учащихся общеобразовательных школ по предмету «Физическая культура».

Задания объединены в 2 группы:

Задания с выбором одного правильного ответа

Содержание ↑

При выполнении этих заданий необходимо выбрать единственно правильный вариант из предложенных. Среди вариантов могут встретиться частично правильные, не подходящие в качестве ответа. Правильным является только один ответ – тот, который наиболее полно соответствует смыслу утверждения. Выбранный вариант отмечается зачёркиванием соответствующего квадрата в бланке работы: «а», «б», «в» или «г».

Внимательно читайте задания и предлагаемые варианты ответов. Старайтесь не угадывать, а логически обосновывать сделанный Вами выбор. Пропускайте задания, вызывающие у Вас затруднения. Это позволит сэкономить время для выполнения других заданий. Впоследствии Вы сможете вернуться к пропущенному заданию.

Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 1 балл.

II. Задания, в которых необходимо завершить высказывание

Содержание ↑

При выполнении этого задания необходимо самостоятельно подобрать недостающие слова, чтобы получилось верное утверждение. Подобранные слова вписывайте в соответствующую графу бланка работы.

Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 2 балла.

Контролируйте время выполнения задания.

Время выполнения всех заданий – 45 минут.

Будьте внимательны, делая записи в бланке ответов. Исправления и подчистки оцениваются как неправильный ответ.

Желаем успеха!


Задания

I. Задания с выбором одного правильного ответа.

Содержание ↑

  1. Когда состоялись первые Олимпийские игры современности?
    • а) в 1881 г.;
    • б) в 1896 г.;
    • в) в 1900 г.;
    • г) в 1905 г.
  1. В каком городе находится Международная Олимпийская академия?
    • а) Лозанна;
    • б) Париж;
    • в) Афины;
    • г) Олимпия.
  1. В какие годы не проводились Игры Олимпиад в период II мировой войны?
    • а) 1936г., 1940г., 1944г.;
    • б) 1940г., 1944г.;
    • в) 1936г., 1940г.;
    • г) 1936г., 1940г., 1944г., 1948г.
  1. Представителем какого вида спорта был советский спортсмен Лев Яшин?
    • а) волейбол;
    • б) теннис;
    • в) футбол;
    • г) баскетбол.
  1. Что является основным средством физической культуры?
    • а) соревнования;
    • б) физические упражнения;
    • в) закаливание;
    • г) соблюдение режима дня.
  1. К какой разновидности физической культуры относится утренняя гимнастика?
    • а) гигиеническая;
    • б) производственная;
    • в) базово-пролонгирующая;
    • г) лечебная.
  1. Какой из примеров занятий относится к урочной форме организации?
    • а) физкультминутка;
    • б) туристический поход;
    • в) урок физической культуры;
    • г) утренняя гимнастика.
  1. Как называется приспособление организма к неблагоприятным условиям внешней среды?
    • а) восстановление;
    • б) закаливание;
    • в) подготовка;
    • г) нагрузка.
  1. Как терминологически правильно называется «прыжок через козла»?
    • а) прыжок в длину;
    • б) прыжок в высоту;
    • в) опорный прыжок;
    • г) прыжок в глубину.
  1. Как называется вращательное движение тела прыжком с полным переворачиванием через голову без промежуточной опоры на руки?
    • а) фляк;
    • б) переворот в сторону;
    • в) рондат;
    • г) сальто.
  1. Какой из видов спорта относится к восточным единоборствам?
    • а) самбо;
    • б) греко-римская борьба;
    • в) бокс;
    • г) тхэквондо.
  1. Как называется эффективный способ выполнения физического упражнения?
    • а) двигательное умение;
    • б) двигательный навык;
    • в) техника физического упражнения;
    • г) физическое совершенство.
  1. Как называется уровень спортивного мастерства спортсмена?
    • а) специализация;
    • б) квалификация;
    • в) классификация;
    • г) модификация.
  1. Как называются брусья в спортивной гимнастике в мужской программе?
    • а) параллельные;
    • б) перпендикулярные;
    • в) разновеликие;
    • г) прямо пропорциональные.
  1. Обеспечение безопасности при выполнении упражнений, осуществляемое тренером или товарищем по команде, принято называть
    • а) техникой безопасности;
    • б) страховкой;
    • в) спортивной тактикой;
    • г) спортивной подготовкой.

II. Задания, в которых необходимо завершить высказывание

Содержание ↑

Завершите определение, вписав соответствующее слово в бланк ответов.

  1. В каком городе находится штабквартира МОК? ____________________
  2. Пятиборье в программе античных Игр Олимпиады, включавшее бег на один стадий, метание диска, метание копья, прыжок в длину и борьбу, называлось ____________________.
  3. В какой дисциплине лёгкой атлетики выступала олимпийская чемпионка Елена Исинбаева? ____________________
  4. Способность держаться на воде, находиться под водой и передвигаться в ней или по ней определённым способом называется ___________________.
  5. Площадка для тенниса называется ____________________.

Технология оценки качества выполнения теоретико-методических заданий

Содержание ↑

I. Задания в закрытой форме, т. е. с предложенными вариантами ответов (а, б, в, г) оцениваются в 1 балл, неправильно выполненное задание – 0 баллов.

II. Задания в открытой форме, т. е. без предложенных вариантов ответов.

Правильное утверждение оценивается в 2 балла, неправильное – 0 баллов.

Рекомендуем в бланке ответов отмечать оценку каждого задания.

Итоговая оценка представляется суммой баллов оценки выполненных заданий.

Задания в закрытой форме – в сумме 15 баллов (15 вопросов).

Задания в открытой форме – в сумме 10 баллов (5 вопросов).

Максимально возможная сумма – всего 25 баллов.

Максимально возможное количество набранных баллов за теоретикометодическое задание – 20 баллов.

Итоги испытания оцениваются по формуле:

Xi = K·Ni/M, где

Хi – «зачётный» балл i-го участника;

К – максимально возможный зачётный балл в конкретном задании (по регламенту);

Ni – результат i-го участника в конкретном задании;

М – максимально возможный или лучший результат в конкретном задании.

Например, результат участника в теоретико-методическом задании составил 20 баллов (Ni = 20) из 25 максимально возможных (М = 25). Согласно настоящим критериям и методике оценивания максимально возможный зачётный балл по данному заданию составляет 20 баллов (К = 20). Подставляем в формулу значения Ni, К и М и получаем зачётный балл: Хi = 20 · 20 / 25 = 16 баллов.

Ответы:

I. Задания с выбором одного правильного ответа.

Содержание ↑

№  вопроса Варианты ответов
«а» «б» «в» «г»
1 б
2 г
3 б
4 в
5 б
6 а
7 в
8 б
9 в
10 г
11 г
12 в
13 б
14 а
15 б

 

II. Задания в открытой форме.

Содержание ↑

  1. Лозанна
  2. пентатлон
  3. прыжок с шестом
  4. плавание
  5. Корт

Практический тур «Гимнастика»

Содержание ↑

  1. Испытания девочек/девушек и мальчиков/юношей проводятся в виде выполнения обязательного акробатического упражнения.
  2. Участник имеет право на одну попытку, в которой он должен выполнить упражнение полностью.
  3. В случае изменения установленной последовательности элементов упражнение не оценивается, и участник получает 0,0 балла.
  4. Если участник не сумел выполнить какой-либо элемент, производится сбавка, равная его стоимости, указанной в таблицах 1–6.
  5. Выполняемое упражнение должно иметь чётко выраженные начало и окончание и должно выполняться без неоправданных пауз с фиксацией статических элементов, указанных как «держать», не менее двух секунд.
  6. Каждый судья суммирует сбавки за ошибки в технике выполнения элементов и соединений, указанные в таблице 7, вычитая их из 10,0 балла.
  7. Судьи оценивают качество выполнения упражнений в сравнении с идеально возможным вариантом, учитывая требования к технике и стилю их исполнения.
  8. Ошибки исполнения могут быть: мелкими – 0,1 балла; средними – 0,3 балла; грубыми – 0,5 балла.
  9. Выполнение упражнения оценивается судейской бригадой, состоящей из трёх человек. Судьи должны находиться друг от друга на расстоянии, не позволяющем обмениваться мнениями до выставления оценки.
  10. При выставлении оценки бóльшая и меньшая из оценок судей отбрасываются, а оставшаяся оценка идёт в зачёт. При этом расхождение между максимальной и минимальной оценками судей не должно быть более 1,0 балла, а расхождение между оценкой, идущей в зачёт, и ближней к ней не должно превышать 0,3 балла.
  11. Окончательная оценка выводится с точностью до 0,1 балла.
  12. Максимально возможная окончательная оценка – 10,0 балла.
  13. Упражнение должно выполняться на акробатической дорожке шириной не менее 1,5 метра и длиной не менее 12 метров.
  14. Внешний вид участников должен быть опрятным. Девочки/девушки могут быть одеты в купальники, комбинезоны или футболки с «лосинами», а мальчики/юноши – в гимнастические майки, трико или спортивные шорты с открытыми коленями. Футболки и майки не должны быть надеты поверх шорт или трико. Участники испытаний могут выполнять упражнения в носках, гимнастических тапочках (чешках) или босиком.

Акробатическое упражнение, 7–8 классы (девочки)

Содержание ↑

№ п/п Упражнение Стоимость
И. п. – о. с.
1 Шагом вперёд, правую (левую) в сторону на носок, руки в стороны – фронтальное равновесие (пятка поднятой ноги не ниже 45°), держать 1,0
2 Приставляя ногу, кувырок вперёд в сед в группировке – сед углом, держать – лечь на спину, руки вверх 0,5 + 0,5
3 Согнуть руки и ноги «мост», держать – поворот кругом в упор присев 2,0
4 Два кувырка назад – встать, руки вверх 1,0 + 1,0
5 Махом одной, толчком другой переворот в сторону («колесо») и, приставляя ногу, повернуться направо (налево) лицом в направлении движения – кувырок вперёд прыжком 1,5 + 1,5
6 Прыжок вверх ноги врозь 1,0

 

Акробатическое упражнение, 7–8 классы (мальчики)

Содержание ↑

№ п/п Упражнение Стоимость
И. п. – о. с.
1 Шагом вперёд, правую (левую) в сторону на носок, руки в стороны – фронтальное равновесие (пятка поднятой ноги не ниже 45°), держать 1,0
2 Приставляя ногу, кувырок вперёд 1,0
3 Перекат назад в стойку на лопатках без помощи рук, держать – перекат вперёд в упор присев 1,0
4 Толчком, сгибая ноги, стойка на голове и руках, держать – опуститься в упор присев – встать, руки вверх 2,0
5 Махом одной, толчком другой переворот в сторону («колесо») и, приставляя ногу, повернуться направо (налево) лицом в направлении движения – кувырок вперёд прыжком 2,0 + 1,0
6 Прыжок вверх с поворотом на 180° 2,0

 

Основные сбавки за нарушения техники выполнения отдельных элементов

Содержание ↑

Ошибки исполнения Сбавки
1 Сильное, до неузнаваемости, искажение элемента – стоимость элемента
2 Недостаточная высота полётной фазы прыжков, иска жение рабочей осанки, неточное положение туловища, сгибание и/или разведение рук и ног – до 0,5 балла
3 Отсутствие слитности, неоправданные задержки между элементами – до 0,3 балла каждый раз
4 Остановка при выполнении упражнения более семи секунд Упражнение прекращается, и оценивается его выполненная часть
5 Фиксация статического положения, указанного как «держать», менее двух секунд – стоимость элемента
6 Ошибки приземления при завершении элемента или упражнения в целом:

– переступание и незначительное смещение шагом

– широкий шаг или прыжок

– касание пола одной рукой, падение

– 0,1 балла

– 0,3 балла

– 0,5 балла

7 Выход за пределы акробатической дорожки – 0,5 балла
8 Отсутствие чётко выраженного начала или окончания упражнения – 0,3 балла
9 Повторное выполнение упражнения после неудачного начала – 0,5 балла
10 Нарушение требований к спортивной форме – 0,5 балла

 

Технология оценки качества выполнения заданий по гимнастике

Содержание ↑

Максимально возможное количество набранных баллов за испытание по гимнастике – 40.

Итоги испытания оцениваются по формуле:

Xi = K·Ni/M, где

Хi – зачётный балл i-го участника;

К – максимально возможный зачётный балл в конкретном задании (по регламенту);

Ni – результат i-го участника в конкретном задании;

М – максимально возможный или лучший результат в конкретном задании.

Например, результат участника составил 7 баллов (Ni = 7) из 10 максимально возможных (М = 10). Согласно настоящим критериям и методике оценивания максимально возможный зачётный балл по данному заданию составляет 40 баллов (К = 40). Подставляем в формулу значения Ni, К и М и получаем зачётный балл:

Хi = 40 · 7 / 10 = 28 баллов.

Полоса препятствий (с элементами спортивных игр) для девочек и мальчиков 7–8 классы

Содержание ↑

Задания выполняются поточно в представленной ниже последовательности и схеме.

Старт участника в испытании производится по сигналу (команде) судьи.

Методические указания к выполнению испытания:

Содержание ↑

  1. Линия старта каждого из заданий отмечена специальной разметкой (конусами) и расположена на расстоянии не менее 1 м от стены зала.
  2. Для проведения испытания участники распределяются по потокам (до 15 человек) в соответствии с личным стартовым номером. Перед началом испытания участник называет фамилию, имя, стартовый номер.
  3. Все участники одного потока должны находиться в специально отведённом для них месте, их поведение не должно мешать другим участникам.
  4. Места проведения заданий располагаются последовательно, по периметру спортивного зала (рекомендуется спортивный зал 24 × 12 метров), на безопасном расстоянии от стены (см. примерную схему, рисунки 1–3).
  5. Прохождение испытания оценивается судейской бригадой не менее чем из 3 (трёх) человек. Один из судей на задании располагается в зоне старта/финиша, даёт команду «Марш!»/свисток и фиксирует время прохождения. Другие судьи располагаются в зоне прохождения испытаний и оценивают качество их выполнения. Рекомендуется, чтобы один из судей (или помощник) находился на лицевой линии баскетбольной площадки и следил за безопасностью участников в зоне выполнения испытаний.
  6. Основой для разметки комплексного испытания является разметка баскетбольной площадки.

Методика оценки испытаний

Содержание ↑

  1. Результатом выполнения испытания является время (в секундах, с точностью до десятых долей секунды), включая «штрафные» секунды. Секундомер включается по команде («Марш!»/свисток).
  2. Чем меньше времени затрачено на выполнение испытаний, тем выше итоговый результат.
  3. Невыполнение одного из заданий – штраф «плюс 15 секунд» от итогового результата.
  4. Если участник уходит с площадки, не окончив испытание (по неуважительной причине), – он снимается с конкурсного испытания.

Инвентарь и оборудование

Содержание ↑

Баскетбольная площадка со специальной разметкой и оборудованием для выполнения конкурсных испытаний.

Баскетбольная площадка со специальной разметкой и оборудованием для выполнения конкурсных испытаний.

Вокруг площадки должна иметься зона безопасности шириной не менее 1 м, полностью свободная от посторонних предметов.

Оборудование:

  1. конусы – 21 шт.;
  2. высокие стойки (конусы) – 5 шт.;
  3. секундомер – 2 шт.;
  4. свисток – 1 шт.;
  5. 3 баскетбольных мяча (размер 6 для участников 5–8 классов и девушек 9– 11 классов, размер 7 для юношей 9–11 классов);
  6. 1 волейбольный мяч;
  7. 1 футбольный мяч;
  8. измерительная рулетка;
  9. баскетбольный щит с кольцом;
  10. футбольные ворота 2 × 3 метра;
  11. 3 теннисных мяча;
  12. гимнастические обручи (d = 90 см) – 5 шт.

Технология оценки качества выполнения заданий испытания «Полоса препятствий

Содержание ↑

Максимально возможное количество «зачётных» баллов за испытание «Полоса препятствий» – 40 баллов.

Расчёт зачётных баллов участника в испытании производится по формуле:

Xi = K · M/Ni, где

Хi – зачётный балл i-го участника;

К – максимально возможный зачётный балл в испытании (по регламенту);

Ni – результат i-го участника в испытании;

М – лучший результат в испытании.

Лучший результат в испытании в абсолютном значении меньше результата любого другого участника.

Например, при Ni = 170,7 сек. (личный результат участника), М = 139,0 сек. (наилучший результат из показанных в испытании) и К = 40 (установлен предметной комиссией) получаем:

Хi = 40 · 139,0 / 170,7, Хi = 32,6

Зачётные баллы определяются с точностью до десятых долей.

Все участники ранжируются по местам в соответствии с полученной суммой баллов за испытание.

Итоги школьного этапа олимпиады подводятся в общем зачёте по данному месту проведения практического тура олимпиады среди участников соответствующего пола и класса. «Технические» результаты по всем испытаниям вносятся в единую городскую информационную систему.

Содержание ↑

№ п/п Содержание упражнений Требования к выполнению Оборудование указания и методические Методика оценки
1 Перевод баскетбольного мяча с руки на руку перед собой Участник находится на линии старта. По сигналу судьи участник берёт в руки баскетбольный мяч, лежащий на стартовой линии обозначенной конусами зоны, представляющей собой квадрат, перемещается с ним в ограниченную зону с ведением мяча и выполняет перевод с руки на руку перед собой.

После выполнения упражнения участник с ведением мяча отправляется к следующему заданию и без остановки начинает его выполнение.

Мальчики и девочки – 20 повторений.

4 конуса, обозначающие ограни чительную зону (квадрат 3 × 3 метра), измерительная рулетка, мел.

Баскетбольный мяч лежит на линии старта на расстоянии не менее 2 метров от боковой линии.

Добавляется 3 секунды за:

– каждый заступ/выход за ограничительную зону во время выполнения переводов мяча;

– каждую задержку мяча вследствие непродолжительного его захвата кистью снизу.

2 Ведение баскетбольного мяча Закончив выполнение предыдущего задания, участник без остановки пробегает линию старта задания № 2 и ведёт баскетбольный мяч «змейкой» между конусами (всего 5 конусов), установленными на равном (2–3 метра)

расстоянии друг от друга. Ведение осуществляется по правилам баскетбола. Обводка выполняется дальней рукой от конуса. Первый, третий и пятый конусы обводятся с левой стороны, второй и четвёртый конусы обводятся с правой стороны.

После обводки последнего конуса участник с ведением мяча перемещается к линии старта задания № 3.

Старт задания на расстоянии не менее 2 метров от боковой линии. Добавляется 3 секунд за:

— каждое перешагивание через конус;

– нахождение мяча и участника с разных сторон от конуса;

– обводку конуса ближней рукой;

— каждое нарушение правил при ведении мяча (пронос, пробежку, двойное ведение мяча, касание конуса).

3 Бросок баскетбольного мяча в кольцо Участник начинает задание, пробегая без

остановки с ведением мяча, обозначенную

конусами линию старта задания и выполняет и последовательно выполняет три броска – бросок в движении из-под кольца (с любой стороны), бросок с места за пределами трехсекундной зоны (с любой стороны) и штрафной бросок. Ведение баскетбольного мяча осуществляется по правилам баскетбола.

После выполнения задания участник без остановки переходит к выполнению следующего задания.

Броски выполняются в соответствии с техникой этого приёма.

Техника выполнения броска должна соответствовать стороне.

После первого и второго броска участник самостоятельно подбирает мяч и перемещается с ведением для выполнения последующих бросков, после третьего броска мяч подбирает судья.

Техника ведения баскетбольного мяча между бросками оценивается судьями.

Добавляется 3 секунды за:

– каждое непопадание в кольцо;

— каждое выполнение броска в кольцо неуказанным способом;

– каждое нарушение правил (пробежку, перемещение с мячом в руках, двойное ведение мяча).

4 Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд Участник, подбегает к конусам, обозначающим старт задания № 4, и выполняет

прыжки на двух ногах по дорожке из обручей,

выложенных в линию на полу друг за другом,

чередуя два прыжка вперёд – один назад.

Задание заканчивается, когда ученик выполнил два прыжка вперёд и оказался в пятом обруче.

После выполнения задания участник бежит к линии старта задания № 5.

Четыре конуса, обозначающие линии старта и финиша, пять гимнастических обручей (диаметр 90 см.)

Всего должно быть выполнено 11 прыжков (8 вперёд и 3 назад).

Допускается замена обручей разметкой на полу соответствующего размера.

Добавляется 3 секунды за:

– приземление за пределами обруча;

– начало выполнения прыжка (отталкивание) с одной ноги;

– каждый невыполненный прыжок;

– каждый подскок или шаг вперёд перед прыжком.

5 Передачи волей больного мяча двумя руками сверху над собой Участник берёт волейбольный мяч, лежащий на стартовой линии обозначенной конусами зоны, представляющей собой квадрат, и выполняет 10 передач мяча двумя руками сверху.

Высота передачи мяча – не менее 1,0–1,5 м.

После выполнения задания участник ловит мяч и фиксирует на полу на финишной линии.

4 конуса, обозначающие ограни чительную зону (квадрат 3 × 3 метра), измерительная рулетка, мел.

Во время выполнения задания участник может перемещаться в обозначенной зоне, не выходя за её пределы.

Если участник во время выполнения задания уронил мяч, он должен его поднять и продолжить выполнение упражнения.

Судья вслух считает удачные по пытки. Секундомер выключается в момент фиксации мяча на линии.

Добавляется 3 секунды за:

– каждую потерю мяча (в том числе при ловле после окончания выполнения передач);

– каждый выход из обозначенной зоны;

– каждую передачу менее 1 метра высотой.

Содержание ↑

Рекомендуем ознакомиться: