Содержание
- Инструкция по выполнению заданий
- Задания
- Практический тур «Гимнастика»
- Полоса препятствий (с элементами спортивных игр) для девочек и мальчиков 7–8 классы
Инструкция по выполнению заданий
Вам предлагаются задания, соответствующие требованиям к уровню знаний учащихся общеобразовательных школ по предмету «Физическая культура».
Задания объединены в 2 группы:
Задания с выбором одного правильного ответа
При выполнении этих заданий необходимо выбрать единственно правильный вариант из предложенных. Среди вариантов могут встретиться частично правильные, не подходящие в качестве ответа. Правильным является только один ответ – тот, который наиболее полно соответствует смыслу утверждения. Выбранный вариант отмечается зачёркиванием соответствующего квадрата в бланке работы: «а», «б», «в» или «г».
Внимательно читайте задания и предлагаемые варианты ответов. Старайтесь не угадывать, а логически обосновывать сделанный Вами выбор. Пропускайте задания, вызывающие у Вас затруднения. Это позволит сэкономить время для выполнения других заданий. Впоследствии Вы сможете вернуться к пропущенному заданию.
Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 1 балл.
II. Задания, в которых необходимо завершить высказывание
При выполнении этого задания необходимо самостоятельно подобрать недостающие слова, чтобы получилось верное утверждение. Подобранные слова вписывайте в соответствующую графу бланка работы.
Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 2 балла.
Контролируйте время выполнения задания.
Время выполнения всех заданий – 45 минут.
Будьте внимательны, делая записи в бланке ответов. Исправления и подчистки оцениваются как неправильный ответ.
Желаем успеха!
Задания
I. Задания с выбором одного правильного ответа.
- Когда состоялись первые Олимпийские игры современности?
- а) в 1881 г.;
- б) в 1896 г.;
- в) в 1900 г.;
- г) в 1905 г.
- В каком городе находится Международная Олимпийская академия?
- а) Лозанна;
- б) Париж;
- в) Афины;
- г) Олимпия.
- В какие годы не проводились Игры Олимпиад в период II мировой войны?
- а) 1936г., 1940г., 1944г.;
- б) 1940г., 1944г.;
- в) 1936г., 1940г.;
- г) 1936г., 1940г., 1944г., 1948г.
- Представителем какого вида спорта был советский спортсмен Лев Яшин?
- а) волейбол;
- б) теннис;
- в) футбол;
- г) баскетбол.
- Что является основным средством физической культуры?
- а) соревнования;
- б) физические упражнения;
- в) закаливание;
- г) соблюдение режима дня.
- К какой разновидности физической культуры относится утренняя гимнастика?
- а) гигиеническая;
- б) производственная;
- в) базово-пролонгирующая;
- г) лечебная.
- Какой из примеров занятий относится к урочной форме организации?
- а) физкультминутка;
- б) туристический поход;
- в) урок физической культуры;
- г) утренняя гимнастика.
- Как называется приспособление организма к неблагоприятным условиям внешней среды?
- а) восстановление;
- б) закаливание;
- в) подготовка;
- г) нагрузка.
- Как терминологически правильно называется «прыжок через козла»?
- а) прыжок в длину;
- б) прыжок в высоту;
- в) опорный прыжок;
- г) прыжок в глубину.
- Как называется вращательное движение тела прыжком с полным переворачиванием через голову без промежуточной опоры на руки?
- а) фляк;
- б) переворот в сторону;
- в) рондат;
- г) сальто.
- Какой из видов спорта относится к восточным единоборствам?
- а) самбо;
- б) греко-римская борьба;
- в) бокс;
- г) тхэквондо.
- Как называется эффективный способ выполнения физического упражнения?
- а) двигательное умение;
- б) двигательный навык;
- в) техника физического упражнения;
- г) физическое совершенство.
- Как называется уровень спортивного мастерства спортсмена?
- а) специализация;
- б) квалификация;
- в) классификация;
- г) модификация.
- Как называются брусья в спортивной гимнастике в мужской программе?
- а) параллельные;
- б) перпендикулярные;
- в) разновеликие;
- г) прямо пропорциональные.
- Обеспечение безопасности при выполнении упражнений, осуществляемое тренером или товарищем по команде, принято называть …
- а) техникой безопасности;
- б) страховкой;
- в) спортивной тактикой;
- г) спортивной подготовкой.
II. Задания, в которых необходимо завершить высказывание
Завершите определение, вписав соответствующее слово в бланк ответов.
- В каком городе находится штаб—квартира МОК? ____________________
- Пятиборье в программе античных Игр Олимпиады, включавшее бег на один стадий, метание диска, метание копья, прыжок в длину и борьбу, называлось ____________________.
- В какой дисциплине лёгкой атлетики выступала олимпийская чемпионка Елена Исинбаева? ____________________
- Способность держаться на воде, находиться под водой и передвигаться в ней или по ней определённым способом называется ___________________.
- Площадка для тенниса называется ____________________.
Технология оценки качества выполнения теоретико-методических заданий
I. Задания в закрытой форме, т. е. с предложенными вариантами ответов (а, б, в, г) оцениваются в 1 балл, неправильно выполненное задание – 0 баллов.
II. Задания в открытой форме, т. е. без предложенных вариантов ответов.
Правильное утверждение оценивается в 2 балла, неправильное – 0 баллов.
Рекомендуем в бланке ответов отмечать оценку каждого задания.
Итоговая оценка представляется суммой баллов оценки выполненных заданий.
Задания в закрытой форме – в сумме 15 баллов (15 вопросов).
Задания в открытой форме – в сумме 10 баллов (5 вопросов).
Максимально возможная сумма – всего 25 баллов.
Максимально возможное количество набранных баллов за теоретикометодическое задание – 20 баллов.
Итоги испытания оцениваются по формуле:
Xi = K·Ni/M, где
Хi – «зачётный» балл i-го участника;
К – максимально возможный зачётный балл в конкретном задании (по регламенту);
Ni – результат i-го участника в конкретном задании;
М – максимально возможный или лучший результат в конкретном задании.
Например, результат участника в теоретико-методическом задании составил 20 баллов (Ni = 20) из 25 максимально возможных (М = 25). Согласно настоящим критериям и методике оценивания максимально возможный зачётный балл по данному заданию составляет 20 баллов (К = 20). Подставляем в формулу значения Ni, К и М и получаем зачётный балл: Хi = 20 · 20 / 25 = 16 баллов.
Ответы:
I. Задания с выбором одного правильного ответа.
№ вопроса | Варианты ответов | |||
«а» | «б» | «в» | «г» | |
1 | б | |||
2 | г | |||
3 | б | |||
4 | в | |||
5 | б | |||
6 | а | |||
7 | в | |||
8 | б | |||
9 | в | |||
10 | г | |||
11 | г | |||
12 | в | |||
13 | б | |||
14 | а | |||
15 | б |
II. Задания в открытой форме.
- Лозанна
- пентатлон
- прыжок с шестом
- плавание
- Корт
Практический тур «Гимнастика»
- Испытания девочек/девушек и мальчиков/юношей проводятся в виде выполнения обязательного акробатического упражнения.
- Участник имеет право на одну попытку, в которой он должен выполнить упражнение полностью.
- В случае изменения установленной последовательности элементов упражнение не оценивается, и участник получает 0,0 балла.
- Если участник не сумел выполнить какой-либо элемент, производится сбавка, равная его стоимости, указанной в таблицах 1–6.
- Выполняемое упражнение должно иметь чётко выраженные начало и окончание и должно выполняться без неоправданных пауз с фиксацией статических элементов, указанных как «держать», не менее двух секунд.
- Каждый судья суммирует сбавки за ошибки в технике выполнения элементов и соединений, указанные в таблице 7, вычитая их из 10,0 балла.
- Судьи оценивают качество выполнения упражнений в сравнении с идеально возможным вариантом, учитывая требования к технике и стилю их исполнения.
- Ошибки исполнения могут быть: мелкими – 0,1 балла; средними – 0,3 балла; грубыми – 0,5 балла.
- Выполнение упражнения оценивается судейской бригадой, состоящей из трёх человек. Судьи должны находиться друг от друга на расстоянии, не позволяющем обмениваться мнениями до выставления оценки.
- При выставлении оценки бóльшая и меньшая из оценок судей отбрасываются, а оставшаяся оценка идёт в зачёт. При этом расхождение между максимальной и минимальной оценками судей не должно быть более 1,0 балла, а расхождение между оценкой, идущей в зачёт, и ближней к ней не должно превышать 0,3 балла.
- Окончательная оценка выводится с точностью до 0,1 балла.
- Максимально возможная окончательная оценка – 10,0 балла.
- Упражнение должно выполняться на акробатической дорожке шириной не менее 1,5 метра и длиной не менее 12 метров.
- Внешний вид участников должен быть опрятным. Девочки/девушки могут быть одеты в купальники, комбинезоны или футболки с «лосинами», а мальчики/юноши – в гимнастические майки, трико или спортивные шорты с открытыми коленями. Футболки и майки не должны быть надеты поверх шорт или трико. Участники испытаний могут выполнять упражнения в носках, гимнастических тапочках (чешках) или босиком.
Акробатическое упражнение, 7–8 классы (девочки)
№ п/п | Упражнение | Стоимость |
И. п. – о. с. | ||
1 | Шагом вперёд, правую (левую) в сторону на носок, руки в стороны – фронтальное равновесие (пятка поднятой ноги не ниже 45°), держать | 1,0 |
2 | Приставляя ногу, кувырок вперёд в сед в группировке – сед углом, держать – лечь на спину, руки вверх | 0,5 + 0,5 |
3 | Согнуть руки и ноги «мост», держать – поворот кругом в упор присев | 2,0 |
4 | Два кувырка назад – встать, руки вверх | 1,0 + 1,0 |
5 | Махом одной, толчком другой переворот в сторону («колесо») и, приставляя ногу, повернуться направо (налево) лицом в направлении движения – кувырок вперёд прыжком | 1,5 + 1,5 |
6 | Прыжок вверх ноги врозь | 1,0 |
Акробатическое упражнение, 7–8 классы (мальчики)
№ п/п | Упражнение | Стоимость |
И. п. – о. с. | ||
1 | Шагом вперёд, правую (левую) в сторону на носок, руки в стороны – фронтальное равновесие (пятка поднятой ноги не ниже 45°), держать | 1,0 |
2 | Приставляя ногу, кувырок вперёд | 1,0 |
3 | Перекат назад в стойку на лопатках без помощи рук, держать – перекат вперёд в упор присев | 1,0 |
4 | Толчком, сгибая ноги, стойка на голове и руках, держать – опуститься в упор присев – встать, руки вверх | 2,0 |
5 | Махом одной, толчком другой переворот в сторону («колесо») и, приставляя ногу, повернуться направо (налево) лицом в направлении движения – кувырок вперёд прыжком | 2,0 + 1,0 |
6 | Прыжок вверх с поворотом на 180° | 2,0 |
Основные сбавки за нарушения техники выполнения отдельных элементов
№ | Ошибки исполнения | Сбавки |
1 | Сильное, до неузнаваемости, искажение элемента | – стоимость элемента |
2 | Недостаточная высота полётной фазы прыжков, иска жение рабочей осанки, неточное положение туловища, сгибание и/или разведение рук и ног | – до 0,5 балла |
3 | Отсутствие слитности, неоправданные задержки между элементами | – до 0,3 балла каждый раз |
4 | Остановка при выполнении упражнения более семи секунд | Упражнение прекращается, и оценивается его выполненная часть |
5 | Фиксация статического положения, указанного как «держать», менее двух секунд | – стоимость элемента |
6 | Ошибки приземления при завершении элемента или упражнения в целом: – переступание и незначительное смещение шагом – широкий шаг или прыжок – касание пола одной рукой, падение | – 0,1 балла – 0,3 балла – 0,5 балла |
7 | Выход за пределы акробатической дорожки | – 0,5 балла |
8 | Отсутствие чётко выраженного начала или окончания упражнения | – 0,3 балла |
9 | Повторное выполнение упражнения после неудачного начала | – 0,5 балла |
10 | Нарушение требований к спортивной форме | – 0,5 балла |
Технология оценки качества выполнения заданий по гимнастике
Максимально возможное количество набранных баллов за испытание по гимнастике – 40.
Итоги испытания оцениваются по формуле:
Xi = K·Ni/M, где
Хi – зачётный балл i-го участника;
К – максимально возможный зачётный балл в конкретном задании (по регламенту);
Ni – результат i-го участника в конкретном задании;
М – максимально возможный или лучший результат в конкретном задании.
Например, результат участника составил 7 баллов (Ni = 7) из 10 максимально возможных (М = 10). Согласно настоящим критериям и методике оценивания максимально возможный зачётный балл по данному заданию составляет 40 баллов (К = 40). Подставляем в формулу значения Ni, К и М и получаем зачётный балл:
Хi = 40 · 7 / 10 = 28 баллов.
Полоса препятствий (с элементами спортивных игр) для девочек и мальчиков 7–8 классы
Задания выполняются поточно в представленной ниже последовательности и схеме.
Старт участника в испытании производится по сигналу (команде) судьи.
Методические указания к выполнению испытания:
- Линия старта каждого из заданий отмечена специальной разметкой (конусами) и расположена на расстоянии не менее 1 м от стены зала.
- Для проведения испытания участники распределяются по потокам (до 15 человек) в соответствии с личным стартовым номером. Перед началом испытания участник называет фамилию, имя, стартовый номер.
- Все участники одного потока должны находиться в специально отведённом для них месте, их поведение не должно мешать другим участникам.
- Места проведения заданий располагаются последовательно, по периметру спортивного зала (рекомендуется спортивный зал 24 × 12 метров), на безопасном расстоянии от стены (см. примерную схему, рисунки 1–3).
- Прохождение испытания оценивается судейской бригадой не менее чем из 3 (трёх) человек. Один из судей на задании располагается в зоне старта/финиша, даёт команду «Марш!»/свисток и фиксирует время прохождения. Другие судьи располагаются в зоне прохождения испытаний и оценивают качество их выполнения. Рекомендуется, чтобы один из судей (или помощник) находился на лицевой линии баскетбольной площадки и следил за безопасностью участников в зоне выполнения испытаний.
- Основой для разметки комплексного испытания является разметка баскетбольной площадки.
Методика оценки испытаний
- Результатом выполнения испытания является время (в секундах, с точностью до десятых долей секунды), включая «штрафные» секунды. Секундомер включается по команде («Марш!»/свисток).
- Чем меньше времени затрачено на выполнение испытаний, тем выше итоговый результат.
- Невыполнение одного из заданий – штраф «плюс 15 секунд» от итогового результата.
- Если участник уходит с площадки, не окончив испытание (по неуважительной причине), – он снимается с конкурсного испытания.
Инвентарь и оборудование
Баскетбольная площадка со специальной разметкой и оборудованием для выполнения конкурсных испытаний.
Вокруг площадки должна иметься зона безопасности шириной не менее 1 м, полностью свободная от посторонних предметов.
Оборудование:
- конусы – 21 шт.;
- высокие стойки (конусы) – 5 шт.;
- секундомер – 2 шт.;
- свисток – 1 шт.;
- 3 баскетбольных мяча (размер 6 для участников 5–8 классов и девушек 9– 11 классов, размер 7 для юношей 9–11 классов);
- 1 волейбольный мяч;
- 1 футбольный мяч;
- измерительная рулетка;
- баскетбольный щит с кольцом;
- футбольные ворота 2 × 3 метра;
- 3 теннисных мяча;
- гимнастические обручи (d = 90 см) – 5 шт.
Технология оценки качества выполнения заданий испытания «Полоса препятствий
Максимально возможное количество «зачётных» баллов за испытание «Полоса препятствий» – 40 баллов.
Расчёт зачётных баллов участника в испытании производится по формуле:
Xi = K · M/Ni, где
Хi – зачётный балл i-го участника;
К – максимально возможный зачётный балл в испытании (по регламенту);
Ni – результат i-го участника в испытании;
М – лучший результат в испытании.
Лучший результат в испытании в абсолютном значении меньше результата любого другого участника.
Например, при Ni = 170,7 сек. (личный результат участника), М = 139,0 сек. (наилучший результат из показанных в испытании) и К = 40 (установлен предметной комиссией) получаем:
Хi = 40 · 139,0 / 170,7, Хi = 32,6
Зачётные баллы определяются с точностью до десятых долей.
Все участники ранжируются по местам в соответствии с полученной суммой баллов за испытание.
Итоги школьного этапа олимпиады подводятся в общем зачёте по данному месту проведения практического тура олимпиады среди участников соответствующего пола и класса. «Технические» результаты по всем испытаниям вносятся в единую городскую информационную систему.
№ п/п | Содержание упражнений | Требования к выполнению | Оборудование указания и методические | Методика оценки |
1 | Перевод баскетбольного мяча с руки на руку перед собой | Участник находится на линии старта. По сигналу судьи участник берёт в руки баскетбольный мяч, лежащий на стартовой линии обозначенной конусами зоны, представляющей собой квадрат, перемещается с ним в ограниченную зону с ведением мяча и выполняет перевод с руки на руку перед собой. После выполнения упражнения участник с ведением мяча отправляется к следующему заданию и без остановки начинает его выполнение. Мальчики и девочки – 20 повторений. | 4 конуса, обозначающие ограни чительную зону (квадрат 3 × 3 метра), измерительная рулетка, мел. Баскетбольный мяч лежит на линии старта на расстоянии не менее 2 метров от боковой линии. | Добавляется 3 секунды за: – каждый заступ/выход за ограничительную зону во время выполнения переводов мяча; – каждую задержку мяча вследствие непродолжительного его захвата кистью снизу. |
2 | Ведение баскетбольного мяча | Закончив выполнение предыдущего задания, участник без остановки пробегает линию старта задания № 2 и ведёт баскетбольный мяч «змейкой» между конусами (всего 5 конусов), установленными на равном (2–3 метра) расстоянии друг от друга. Ведение осуществляется по правилам баскетбола. Обводка выполняется дальней рукой от конуса. Первый, третий и пятый конусы обводятся с левой стороны, второй и четвёртый конусы обводятся с правой стороны. После обводки последнего конуса участник с ведением мяча перемещается к линии старта задания № 3. | Старт задания на расстоянии не менее 2 метров от боковой линии. | Добавляется 3 секунд за: — каждое перешагивание через конус; – нахождение мяча и участника с разных сторон от конуса; – обводку конуса ближней рукой; — каждое нарушение правил при ведении мяча (пронос, пробежку, двойное ведение мяча, касание конуса). |
3 | Бросок баскетбольного мяча в кольцо | Участник начинает задание, пробегая без остановки с ведением мяча, обозначенную конусами линию старта задания и выполняет и последовательно выполняет три броска – бросок в движении из-под кольца (с любой стороны), бросок с места за пределами трехсекундной зоны (с любой стороны) и штрафной бросок. Ведение баскетбольного мяча осуществляется по правилам баскетбола. После выполнения задания участник без остановки переходит к выполнению следующего задания. | Броски выполняются в соответствии с техникой этого приёма. Техника выполнения броска должна соответствовать стороне. После первого и второго броска участник самостоятельно подбирает мяч и перемещается с ведением для выполнения последующих бросков, после третьего броска мяч подбирает судья. Техника ведения баскетбольного мяча между бросками оценивается судьями. | Добавляется 3 секунды за: – каждое непопадание в кольцо; — каждое выполнение броска в кольцо неуказанным способом; – каждое нарушение правил (пробежку, перемещение с мячом в руках, двойное ведение мяча). |
4 | Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд | Участник, подбегает к конусам, обозначающим старт задания № 4, и выполняет прыжки на двух ногах по дорожке из обручей, выложенных в линию на полу друг за другом, чередуя два прыжка вперёд – один назад. Задание заканчивается, когда ученик выполнил два прыжка вперёд и оказался в пятом обруче. После выполнения задания участник бежит к линии старта задания № 5. | Четыре конуса, обозначающие линии старта и финиша, пять гимнастических обручей (диаметр 90 см.) Всего должно быть выполнено 11 прыжков (8 вперёд и 3 назад). Допускается замена обручей разметкой на полу соответствующего размера. | Добавляется 3 секунды за: – приземление за пределами обруча; – начало выполнения прыжка (отталкивание) с одной ноги; – каждый невыполненный прыжок; – каждый подскок или шаг вперёд перед прыжком. |
5 | Передачи волей больного мяча двумя руками сверху над собой | Участник берёт волейбольный мяч, лежащий на стартовой линии обозначенной конусами зоны, представляющей собой квадрат, и выполняет 10 передач мяча двумя руками сверху. Высота передачи мяча – не менее 1,0–1,5 м. После выполнения задания участник ловит мяч и фиксирует на полу на финишной линии. | 4 конуса, обозначающие ограни чительную зону (квадрат 3 × 3 метра), измерительная рулетка, мел. Во время выполнения задания участник может перемещаться в обозначенной зоне, не выходя за её пределы. Если участник во время выполнения задания уронил мяч, он должен его поднять и продолжить выполнение упражнения. Судья вслух считает удачные по пытки. Секундомер выключается в момент фиксации мяча на линии. | Добавляется 3 секунды за: – каждую потерю мяча (в том числе при ловле после окончания выполнения передач); – каждый выход из обозначенной зоны; – каждую передачу менее 1 метра высотой. |