Олимпиадные задания с решениями

Искусство (МХК) 7 класс, школьный этап (I этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год

Содержание

  1. Задание 1
  2. Задание 2
  3. Задание 3 «Щит Ахилла»
  4. Критерии оценивания письменного рассуждения
  5. Пояснение к шкале оценок

Уважаемый участник!

При выполнении заданий Вам предстоит определённая работа, которую лучше организовывать так:

  1. внимательно прочитайте задание и посмотрите на предложенные Вам источники;
  2. если Вы не уверены в правильном ответе, не волнуйтесь – в материале заданий очень часто содержатся важные детали, опираясь на которые Вы логически можете прийти к верному ответу;
  3. в аналитических заданиях оценивается умение рассуждать, наблюдать, делать выводы и строить связный текст рассуждения.

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, но не выше указанной максимальной оценки.

Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы. Максимальное количество баллов – 70.

Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.

Желаем успеха!

Задание 1

Содержание ↑

Перед вами восемь изображений воинов. Эти изображения принадлежат к четырем разным цивилизациям древности.

  1. Назовите эти цивилизации. Соотнесите каждое изображение с цивилизацией и впишите букву, обозначающую изображение, в таблицу.
  2. Кратко обоснуйте свой выбор, приведя один аргумент, объясняющий, почему выбранные вами изображения принадлежат именно этой цивилизации.

Таблица ответов

Содержание ↑

Название цивилизацииИзображенияАргумент
АссирияГ, Д
Древняя ГрецияА, Ж
Древний ЕгипетБ, Е
Древний РимВ, З

По одному баллу за правильное указание названия цивилизации и за каждое правильно распределенное изображение.

По одному баллу за осмысленный аргумент, опирающийся как на историкокультурную эрудицию, так и на анализ изображения.

Всего за задание 1 ‒ максимум 16 баллов.

Задание 2

Содержание ↑

В экипировке греческого воина важную роль играл щит. Часто он украшался изображениями, которые восходили к образам тотемов (защитников) того или иного племени или рода.

Перед вами ряд фотографий древнегреческих ваз с изображениями воинов в полной амуниции.

  1. Проанализируйте изображения на их щитах и ответьте на вопрос, почему именно эти существа украшали щиты древнегреческих воинов. Судя по приведенным примерам, какие из них были наиболее популярны и почему?
  2. Где на теле вазы располагается изображение щита и почему?
  3. Как композиционное расположение щита в росписи влияет на восприятие формы сосуда?

Критерии оценки аргументации

Логика и связность рассуждения4 балла
Наличие тонких наблюдений, выявляющих существенные смыслы4 балла
Корректное использование понятийного аппарата и терминов2 балла

Всего за задание 2 ‒ максимум 10 баллов.

Задание 3 «Щит Ахилла»

Содержание ↑

Перед вами история изготовления нового оружия для вождя ахейцев Ахилла,рассказанная Гомером в поэме «Илиада» и изображённая на фреске,украшавшей одну из вилл древнеримского города Помпеи.

Ахилл (или Ахиллес) – древнегреческий герой и воин, сын Пелея, смертногочеловека, и бессмертной богини Фетиды. Ахилл вместе с Агамемнономвозглавлял войско ахейцев (так называли себя в то время греки) напротяжении всей Троянской войны. Но на десятый год войны междуАхиллом и Агамемноном произошла ссора, и разгневанный Ахилл отказалсяот дальнейшего участия в боях. Ахейцы лишились своего храбрейшеговоина, и вскоре троянцы начали одерживать победу за победой. Но лишькогда троянцы вторглись в сам лагерь греков, Ахиллес разрешил своемулучшему другу Патроклу повести в бой войско и для большего устрашенияврагов приказал ему облечься в свои доспехи. Патрокл пал в бою, и лишь егообнажённый труп был отбит греками у троянцев, доспехи же Ахиллесаоказались добычей троянцев. Так Ахиллес потерял лучшего друга и осталсябез доспехов. Тогда Фетида, его мать, отправилась к богу кузнечного делаГефесту за новыми доспехами для Ахилла.

Сопоставьте, как представлена история изготовления щита Ахилла в тексте«Илиады» и на фреске.

Обратите внимание на то, какой момент сюжета выбран для изображенияв обоих случаях. В чём сходство и в чём различие трактовки этой сценыв трагедии и на фреске? Где происходит действие? Кто в нём участвует?

Особенное внимание уделите образу главных героев – какие черты в нихподчеркнуты? Сравните поведение героев, их состояние и эмоции. На какиедетали обращают внимание зрителя авторы? Подумайте о композиции,которая использована во фреске.

Опираясь на эти вопросы и свои наблюдения, напишите небольшое рассуждение (80–100 слов1) на тему «Изготовление щита Ахилла у Гомера и на помпейской фреске».

1 Здесь указан минимальный оцениваемый объём рассуждения, максимальный объём не ограничен.

Гомер. «ИЛИАДА»

Содержание ↑

Песнь восемнадцатая. Изготовление оружия. (стихи 369-477)

Тою порою Фетида достигла Гефестова дома,
370 Звездных, нетленных чертогов, прекраснейших среди Олимпа,
Кои из меди блистательной создал себе хромоногий.
Бога, покрытого потом, находит в трудах, пред мехами
Быстро вращавшегось: двадцать треножников вдруг он работал,
В утварь поставить к стене своего благолепного дома.

375 Он под подножием их золотые колеса устроил,
Сами б собою они приближалися к сонму бессмертных,
Сами б собою и в дом возвращалися, взорам на диво.
В сем они виде окончены были; одних не приделал
Хитроизмышленных ручек: готовил, и гвозди ковал к ним.
380 Тою порою, как их он по замыслам творческим делал,
В дом его тихо вошла среброногая мать Ахиллеса.
Вышла, увидев ее, под покровом блестящим Харита,
Прелестей полная, бога хромого супруга младая;
За руку с лаской взяла, говорила и так вопрошала:

385 «Что ты, Фетида, покровом закрытая, в дом наш приходишь,
Милая нам и почтенная? редко ты нас посещаешь.
Но войди ты в чертог, да тебя угощу я, богиню».
Так произнесши, Харита во внутренность вводит Фетиду.
Там сажает богиню на троне серебряногвоздном,
390 Пышном, изящно украшенном, с легкой подножной скамьею.
После голосом громким Гефеста художника кличет:
«Выди, Гефест, до тебя у Фетиды Нереевой просьба».
Ей немедля ответствовал славный Гефест хромоногий:
«Мощная в доме моем и почтенная вечно богиня!

395 Ею мне жизнь спасена, как страдал я, заброшенный с неба
Волею матери Геры: бесстыдная скрыть захотела
Сына хромого. Тогда потерпел бы я горе на сердце,
Если б Фетида меня с Эвриномой не приняли в недра,
Дщери младые катящегось вкруг Океана седого.

400 Там украшения разные девять годов я ковал им,
Кольца витые, застежки, уборы волос, ожерелья,
В мрачной глубокой пещере; кругом Океан предо мною
Пенный, ревущий бежал, неизмеримый; там ни единый
Житель меня олимпийский, ни муж земнородный не ведал;

405 Только Фетида с сестрой Эвриномою, спасшие жизнь мне.
Ныне мой дом посетила бессмертная; должен отдать я
Долг за спасение жизни прекрасноволосой Фетиде.
Чествуй, супруга моя, угощением пышным Фетиду;
Я не замедлю, меха соберу и другие снаряды».

410 Рек — и от наковальни великан закоптелый поднялся
И, хромоногий, медлительно двигал увечные ноги:
Снял от горна меха и снаряды, какими работал,
Собрал все и вложил в красивый ларец среброковный;
Губкою влажною вытер лицо и могучие руки,

415 Выю дебелую, жилистый тыл и косматые перси;
Ризой оделся и, толстым жезлом подпираяся, в двери
Вышел хромая; прислужницы, под руки взявши владыку,
Шли золотые, живым подобные девам прекрасным,
Кои исполнены разумом, силу имеют и голос,

420 И которых бессмертные знанию дел изучили.
Сбоку владыки они поспешали, а он, колыхаясь,
К месту прибрел, где Фетида сидела на троне блестящем;
За руку взялся рукой, называл и так говорил ей:
«Что ты, Фетида, покровом закрытая, в дом наш приходишь,

425 Милая нам и почтенная3 редко ты нас посещаешь.
Молви, чего ты желаешь? исполнить же сердце велит мне,
Если исполнить могу я и если оно исполнимо».
И Гефесту Фетида, залившись слезами, вещала:
«Есть ли, Гефест, хоть одна из богинь на пространном Олимпе,

430 Столько на сердце своем перенесшая горестей тяжких,
Сколько мне, злополучной, послал сокрушений Кронион!
Нимфу морскую, меня покорил человеку земному,
Сыну Эака; и я испытала объятия мужа,
Как ни противилось сердце: уже тяжелая старость

435 В доме его изнуряет. Но скорбь у меня и другая!
Зевс даровал мне родить и взлелеять единого сына,
Первого между героев! Возрос он, как пышная отрасль;
Я воспитала его, как прекраснейший цвет в вертограде;
Юного в быстрых судах отпустила на брань к Илиону

440 Ратовать храбрых троян; и его никогда я не встречу
В доме отеческом, в светлых чертогах супруга Пелея!
Ныне, хотя и живет он, и солнца сияние видит,
Должен страдать; и ему я помочь не могу и пришедши!
Деву, которую сыну избрали в награду ахейцы,

445 Снова из рук у него исторг властелин Агамемнон.
Грустный по ней, сокрушал он печалию сердце; ахеян
Сила троян до судов отразила и в стан заключенным
Им выходить не давала. Старейшины воинств ахейских
Сына молили и множество славных даров предлагали.

450 Сам он, правда, от воинств беду отразить отказался,
Но героя Патрокла своим он доспехом одеял;
Друга на битву послал и великое воинство вверил.
Билися целый день перед крепкою башнею Скейской.
Был бы в тот день Илион завоеван, когда бы могучий

455 Феб разносившего гибель Менетия храброго сына
В первых рядах не повергнул и славы Гектору не дал.
Вот для чего прихожу и к коленам твоим припадаю;
Может быть, сжалишься ты над моим краткожизненным сыном;
Может быть, дашь ты Пелиду и щит, и шелом, и поножи,

460 Также и латы: свои потерял он, как друг его верный
Пал от троян; и теперь — по земле он простертый тоскует!»
Ей немедля ответствовал Амфигией знаменитый:
«Будь спокойна и более сердцем о том не крушися.
О! да могу Ахиллеса от смерти ужасной далеко

465 Столь же легко я укрыть, когда рок его мощный постигнет,
Сколь мне легко для него изготовить доспехи, которым
Каждый от смертных бесчисленных будет дивиться, узревший!»
Так произнесши, оставил ее и к мехам приступил он.
Все на огонь обратил их и действовать дал повеленье.

470 Разом в отверстья горнильные двадцать мехов задыхали,
Разным из дул их дыша раздувающим пламень дыханьем,
Или порывным, служа поспешавшему, или спокойным,
Смотря на волю творца и на нужду творимого дела.
Сам он в огонь распыхавшийся медь некрушимую ввергнул,

475 Олово бросил, сребро, драгоценное злато; и после
Тяжкую наковальню насадил на столп, а в десницу
Молот огромнейший взял, и клещи захватил он другою.

Перевод Н.Гнедича

Гефест показывает Фетиде щит, изготовленный для Ахилла.
Около 70 года н.э. Неаполь. Национальный музей.

Критерии оценивания письменного рассуждения

А. Интерпретация и понимание

Содержание ↑

Работа демонстрирует способность участника последовательнои обоснованно:

  • сравнивать разнородные тексты;
  • видеть глубокие смыслы;
  • делать тонкие наблюдения для их выявления;
  • привлекать для выявления смыслов широкий круг ассоциаций.

Шкала оценок: 0–8–16–24

Всего по критерию А максимум 24 балла.

B. Создание текста

Содержание ↑

В работе присутствует:

  • постоянная опора на анализируемое произведение (цитаты, описаниедеталей, примеры и т. п.);
  • композиционная стройность, логичность повествования;
  • стилистическая однородность.

Шкала оценок: 0- 5-10-15

Всего по критерию В максимум 15 баллов.

C. Грамотность

Содержание ↑

В работе отсутствуют языковые, речевые и грамматические ошибки.

Шкала оценок: 0–2–3–5.

Всего по критерию С максимум 5 баллов.

Всего за задание 3 – максимум 44 балла.

Максимум за работу 70 баллов.

Пояснение к шкале оценок

Содержание ↑

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагаетсяориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждомукритерию. Она соотносится с привычной для российского учителя четырёх –балльной системой: первая оценка – условная двойка, вторая – условнаятройка, третья – условная четвёрка, четвёртая – условная пятёрка. Баллы,находящиеся между оценками, также можно ставить — они соответствуютусловным плюсам и минусам в традиционной школьной системе.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.

Рекомендуем ознакомиться: