Олимпиадные задания с решениями

История 6 класс, школьный этап (I этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год

Содержание

  1. Задание 1
  2. Задание 2
  3. Задание 3
  4. Задание 4
  5. Задание 5
  6. Задание 6

Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий

Задание 1

Содержание ↑

Рассмотрите схему и выполните задание.

Верны ли следующие утверждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме («да» ‒ «нет»)? Ответы внесите в таблицу.

1.1. В город, обозначенный цифрой «1», был совершён поход племен ахейцев.

1.2. На схеме обозначен город, в котором был дворец, где по легенде обитал Минотавр.

1.3. Цифрой «5» на схеме обозначена область, на территории которой традиционно проводились Олимпийские игры.

1.4. Правитель территории, обозначенной на карте цифрой «4», в IV в. до н. э. покорил греческие города-государства.

1.5. Реформы Солона были проведены в городе, обозначенном на схеме цифрой «2».

1.6. На схеме обозначена территория государства, с которым греческие полисы вели затяжные войны в V веке до н. э.

1.7. На схеме обозначено море, которое сейчас носит название «Мраморное море».

1.8. На территории, обозначенной цифрой «6» народное собрание не играло большой роли, все важные вопросы решал Совет старейшин.

Ответ:

1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8
да да нет да нет да да нет

По 2 балла за каждый верный ответ.

Всего за задание 16 баллов.

Задание 2

Содержание ↑

Установите последовательность создания памятников, представленных на иллюстрациях. Запишите буквы, которыми обозначены иллюстрации, в правильной последовательности в таблицу.

Ответ:

Б В А Г Д

7 баллов за полностью верную хронологию. 2 балла за хронологию с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов). За две и более ошибки – 0 баллов.

Всего за задание 7 баллов.

Задание 3

Содержание ↑

Установите соответствие между битвами и историческими деятелями, принимавшими в них участие. Внесите ответ в таблицу.

БИТВА ИСТОРИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ
А) битва при Гавгамеллах

Б) битва при Каннах

В) битва при Саламине

Г) сражение у Фермопил

Д) переход через Рубикон

Е) битва на Каталаунских полях

1) Фемистокл

2) Гай Юлий Цезарь

3) Леонид

4) Ганнибал

5) Александр Македонский

6) Аэций

Ответ:

А Б В Г Д Е
5 4 1 3 2 6

По 2 балла за каждое верное соотнесение.

Всего за задание 12 баллов.

Задание 4

Содержание ↑

Расположите отрывки из произведений литературы в хронологической последовательности описываемых в них событий.

1 «Геродот из Галикарнасса собрал и записал эти сведения, чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом.

1. По словам сведущих среди персов людей, виновниками раздоров между эллинами и варварами были финикияне. Последние прибыли от так называемого Красного моря к Нашему морю и поселились в стране, где и теперь еще живут. Финикияне тотчас же пустились в дальние морские путешествия. Перевозя египетские и ассирийские товары во многие страны, они, между прочим, прибыли и в Аргос. Аргос же в те времена был самым значительным городом в стране, которая теперь называется Элладой».

2 «Велик он более всех человеков,
На две трети он бог, на одну — человек он,
Образ его тела на вид несравненен,
Стену Урука он возносит.
Буйный муж, чья глава, как у тура, подъята,
Чье оружье в бою не имеет равных, —
Все его товарищи встают по барабану!
По спальням страшатся мужи Урука:
«Отцу Гильгамеш не оставит сына!
Днем и ночью буйствует плотью.
Часто их жалобу слыхивали боги,
Воззвали они к великой Аруру:
“Аруру, ты создала Гильгамеша,
Теперь создай ему подобье!
Когда отвагой с Гильгамешем он сравнится,
Пусть соревнуются, Урук да отдыхает”».
3 «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля), —
С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою
Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный».
4 «Когда Сулла захватил власть, он не смог ни угрозами, ни обещаниями побудить Цезаря к разводу с Корнелией, дочерью Цинны, бывшего одно время единоличным властителем Рима; поэтому Сулла конфисковал приданое Корнелии. Причиной же ненависти Суллы к Цезарю было родство последнего с Марием, ибо Марий Старший был женат на Юлии, тетке Цезаря; от этого брака родился Марий Младший, который был, следова тельно, двоюродным братом Цезаря. Занятый вначале многочисленными убийствами и неотложными делами, Сулла не обращал на Цезаря внимания, но тот, не довольствуясь этим, выступил публично, добиваясь жреческой должности, хотя сам едва достиг юношеского возраста. Сулла воспро тивился этому и сделал так, что Цезарь потерпел неудачу».
5 «Императорские управляющие, эти сущие преступники, жестоко терзали и грабили его провинцию, помочь этой беде Гальба был не в силах, но открыто давал понять, что разделяет горе и обиды жителей, и тем доставлял хоть какое-то утешение осуждаемым и обреченным на продажу в рабство. На Нерона сочинялись язвительные стишки, которые разносили и распевали повсюду, и Гальба не препятствовал их распространению и на возмущенные речи управляющих отвечал полным равнодушием. За это жители любили его еще сильнее».

Ответ: 23145.

7 баллов за полностью верную хронологию. 5 баллов за хронологию с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов). За две и более ошибки – 0 баллов.

Всего за задание 7 баллов.

Задание 5

Содержание ↑

Рассмотрите контурную карту и выполните задания.

5.1. Обозначьте на схеме реки (подпишите названия в соответствующих местах), в долинах которых сформировалась цивилизация Междуречья.

Ответ: реки Тигр и Евфрат.

3 балла (1 балл, если указана одна река). Всего 3 балла.

5.2. Обозначьте на карте место (заштрихуйте страну), где впервые были найдены останки синантропа.

Ответ: Правильно обозначено место (Китай), где были найдены останки синантропа (допустимы небольшие отклонения, связанные с недостаточной аккуратностью).

Всего 3 балла.

 

5.3. Обозначьте (отметьте соответствующую область на карте крестиком) место, где в 1868 г. впервые были обнаружены останки кроманьонца.

Ответ: Правильно обозначено место первого обнаружения останков кроманьонца (допустимы небольшие отклонения, связанные с недостаточной аккуратностью).

Всего 3 балла.

 

5.4. Отметьте звёздочкой город, который в 455 году был захвачен и разграблен вандалами под предводительством Гейзериха. Какие другие племена захватывали и грабили этот город в V в. н. э.? Укажите имя их предводителя.

Ответ: 

Название племён: вестготы

Имя предводителя: Аларих

Правильно обозначен город Рим – 3 балла (допустимы небольшие отклонения, связанные с недостаточной аккуратностью).

Правильно указаны племена вестготов – 3 балла.

Правильно названо имя предводителя вестготов Алариха – 3 балла.

Всего 3 балла.

Всего за задание 18 баллов.

Задание 6

Содержание ↑

Рассмотрите представленные изображения, соотнесите их с предложенными ключевыми словами и датами. Напишите небольшое сочинение об историческом периоде, который их объединяет. Рассказ не должен содержать фактических ошибок, должны быть упомянуты все элементы задания в верном контексте, а также две исторические личности, связанные с данным периодом.

Империя, 800 г., каролингское возрождение, франки, маркграфы, 814 г., завоевание.

Критерии:

10 баллов – правильно определены все четыре изображения – коронация Карла Великого, карта Империи Карла Великого, Аахенский собор, Каролингское возрождение (может быть указано полное название миниатюры: Храбон Мавра

Алкуин подносят свои книги епископу Отгару Майнцскому); в правильном контексте употреблены понятия и даты: империя, каролингское возрождение, франки, маркграфы, завоевание, 800 г., 814 г.). Названы две исторические личности.

9 баллов – отсутствует один элемент ответа, фактические ошибки отсутствуют

8 баллов – отсутствуют два элемента ответа, фактические ошибки отсутствуют

7 баллов – отсутствуют три элемента ответа, фактические ошибки отсутствуют

6 баллов – отсутствуют четыре элемента ответа, фактические ошибки отсутствуют

5 баллов – отсутствует один элемент ответа, в рассказе присутствует одна фактическая ошибка

4 балла – отсутствуют два элемента ответа, в рассказе присутствует одна фактическая ошибка

3 балла – отсутствуют три элемента ответа, в рассказе присутствует одна фактическая ошибка

2 балла – отсутствуют четыре элемента ответа, в рассказе присутствует одна фактическая ошибка

1 балл – названы все элементы ответа, присутствуют две фактические ошибки.

0 баллов – отсутствует один или более элементов ответа, в рассказе присутствуют две фактические ошибки ИЛИ в рассказе присутствует более двух фактических ошибок.

Всего за задание 10 баллов.

Содержание ↑

Максимум за работу 70 баллов.

Класс:  / Предмет:  / Этап:  / Год:  / Город:  / 

Рекомендуем ознакомиться: