Олимпиадные задания с решениями

Литература 6 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год

Задание 1 «БИБЛИОТЕКАРЬ» [15 баллов]

Отберите из представленных произведений только те пять повестей и романов, которые  можно  назвать  фантастическими.  Выпишите  их  номера,  укажите авторов. Затем по возможности укажите авторов остальных произведений.

  1. «Илиада»
  2. «Девочка с Земли»
  3. «Метель»
  4. «Пятнадцатилетний капитан»
  5. «Серебряное кресло»
  6. «Три мушкетёра»
  7. «Человек-амфибия»
  8. «451 по Фаренгейту»
  9. «Кусака»
  10. «Кавказский пленник»
  11. «Кладовая солнца»
  12. «Толстый и тонкий»
  13. «Кондуит и Швамбрания»
  14. «Белое безмолвие»
  15. «Война миров»

 Ответ

Фантастические романы и повести: № 2, 5, 7, 8, 15.

  • «Девочка с Земли» (Кир Булычёв)
  • «Серебряное кресло» (К.С. Льюис)
  • «Человек-амфибия» (А.Р. Беляев)
  • «451 по Фаренгейту» (Рэй Бредбери)
  • «Война миров» (Г.Дж. Уэллс)

За верный отбор (верно определённые номера) – по 1 баллу (всего 5 баллов).

За верно определённых авторов произведений – по 1 баллу (всего 5 баллов).

Если произведение не отнесено или неверно отнесено к жанру фантастики, но автор указан верно – 0,5 балла за позицию.

Остальные произведения и авторы:

  • «Илиада» (Гомер)
  • «Метель» (А.С. Пушкин)
  • «Пятнадцатилетний капитан» (Жюль Верн)
  • «Три мушкетёра» (А. Дюма)
  • «Кладовая солнца» (М.М. Пришвин)
  • «Кусака» (Л.Н. Андреев)
  • «Толстый и тонкий» (А.П. Чехов)
  • «Кавказский пленник» (Л.Н. Толстой/А.С. Пушкин)
  • «Кондуит и Швамбрания» (Л.А. Кассиль)
  • «Белое безмолвие» (Джек Лондон)

За верно определённые имена авторов (инициалы не обязательны) – по 0,5 балла (всего 5 баллов).

Задание 2 «ПЕРЕПУТАННЫЕ СТРОКИ» [15 баллов]

В стихотворении перепутаны строки.

а)  Восстановите  стихотворение:  перепишите  строки  в  правильном  порядке.

  • Подсказка 1: знаки препинания в концах строк.
  • Подсказка 2: первая строка стоит на своём месте.

 ВОЛК И ЖУРАВЛЬ

Что волки жадны, всякий знает;
«Ты шутишь! – зверь вскричал коварный, –
Волк, евши, никогда
И просит горю пособить.
За то на одного из них пришла беда:
Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;
Костей не разбирает,
Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею
Вот кой-как знаками стал Волк его манить
По счастью, близко тут Журавль случился.
Журавль свой нос по шею
Кость вытащил и стал за труд просить.
И с глупой головой из горла цел унёс!
Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!
Да берегись: вперёд ты мне не попадайся».
А это ничего, что свой ты долгий нос
Он костью чуть не подавился.
Поди ж, приятель, убирайся,
Пришло хоть ноги протянуть!

б) Определите жанр восстановленного текста.

в) Приведите 2–3 примера произведений такого же жанра. Укажите их автора и название.

Ответ

а) Восстановленный текст:

ВОЛК И ЖУРАВЛЬ

Что волки жадны, всякий знает;
Волк, евши, никогда
Костей не разбирает,
За то на одного из них пришла беда:
Он костью чуть не подавился.
Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;
Пришло хоть ноги протянуть!
По счастью, близко тут Журавль случился.
Вот кой-как знаками стал Волк его манить
И просит горю пособить.
Журавль свой нос по шею
Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею
Кость вытащил и стал за труд просить.
«Ты шутишь! – зверь вскричал коварный, –
Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!
А это ничего, что свой ты долгий нос
И с глупой головой из горла цел унёс!
Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперёд ты мне не попадайся».

(И.А. Крылов)

Критерии оцениванияБаллы
Текст восстановлен верно10
Текст восстановлен верно, но имеются ошибки при переписывании9
Имеются разночтения с оригиналом, не влияющие на смысл текста6–8
Имеются 1–2 разночтения с оригиналом, затемняющие смысл текста3–5
Имеются 3–4 разночтения с оригиналом, затемняющие смысл текста1–2
Текст существенно искажён0
Максимальный балл10

б) Определите жанр восстановленного текста.

Басня. 2 балла.

в) Приведите 2–3 примера произведений такого же жанра. Укажите их автора и название.

До 3 баллов за верно приведённые примеры.

Задание 3 «РАБОТА С ТЕКСТОМ» [40 баллов]

Прочитайте. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленные вопросы. Пишите связным текстом, свободно, понятно,  доказательно  и  грамотно.  Рекомендуемый  объём – 150– 200 слов.

Сергей Алексеевич Баруздин (1926–1991)

ПРОСТУЖЕННЫЙ ЁЖИК

Было  это  поздней  осенью  в  последний  год  войны. Шли  бои  на  польской земле.

Однажды  ночью мы  обосновались  в  лесу.  Разожгли  костер,  согрели  чай. Все  улеглись  спать,  а  я  остался  дежурить.  Через  два  часа  меня  должен  был сменить на посту другой солдат.

Сидел  я  с  автоматом  у  догоравшего  костра,  на  угольки  посматривал, к шорохам лесным прислушивался. Ветер шелестит  сухой листвой да в  голых ветвях посвистывает.

Вдруг  слышу – шорох.  Будто  кто-то  по  земле  ползет.  Я  встал.  Автомат наготове  держу.  Слушаю –  шорох  смолк.  Опять  сел.  Снова  шуршит.  Где-то совсем рядом со мной. Что  за  оказия! Глянул  я  под ноги. Вижу –  кучка  сухой  листвы, да будто живая:  сама  собой  движется.  А  внутри,  в  листьях,  что-то  фыркает,  чихает. Здорово чихает!

Присмотрелся получше: ёжик. Мордочка с маленькими чёрными глазками, уши торчком, на грязно-жёлтых иглах листья наколоты. Подтащил ёжик листья поближе к тёплому местечку, где костер был, поводил носом по земле, чихнул несколько раз. Видно, простудился от холода.

Тут  время моей  смены  настало.  Заступил  на  пост  солдат –  казах Ахмет-валиев. Увидел он ежа, услыхал, как тот чихает, и ну меня ругать:

– Ай, нехорошо! Ай, нехорошо! Сидишь и смотришь спокойно. А у него, может, грипп или воспаление. Смотри, весь дрожит. И температура, наверное, очень  большая.  В  машину  его  надо  взять,  лечить  его  надо,  а  потом  на  волю выпускать…

Так  мы  и  сделали.  Положили  ёжика  вместе  с  охапкой  листьев  в  наш походный «газик». А Ахметвалиев на  следующий день  тёплого молока  где-то раздобыл.  Ёжик  напился  молока,  согрелся  и  опять  уснул.  За  всю  дорогу несколько раз чихнул и перестал – поправился. Так всю зиму у нас в машине и прожил!

А  когда  весна  настала,  мы  его  на  волю  выпустили.  На  свежую  травку. И какой день тогда выдался! Яркий, солнечный! Настоящий весенний день!

Только  было  это  уже  в  Чехословакии.  Ведь  и  весну,  и  победу  мы  там встречали.

(1961)

  1. Почему этот текст можно назвать художественным?
  2. Как описан  ёжик?  С  помощью  каких  художественных  средств  автор создаёт его образ?
  3. О чём говорит поступок Ахметвалиева?
  4. Почему действие рассказа начинается ночью и осенью, а в финале говорится о весне и победе?
  5. Что Вы можете сказать о языке этого произведения?
Критерии оцениванияБаллы
Наличие/отсутствие  прямых  связных  ответов  на  вопросы  и наличие/отсутствие ошибок в понимании текста. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 1515
Общая логика текста и логичность доказательств. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 1010
Обращение к тексту для доказательств. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 55
Наличие/отсутствие  стилистических,  речевых  и  грамматических ошибок. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 55
Наличие/отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок (в пределах изученного по русскому языку материала). Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 55
Максимальный балл40

Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёх-балльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5  баллов – «тройке», 10  баллов – «четвёрке»  и 15  баллов – «пятёрке».  Безусловно,  возможны  промежуточные  варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).

Максимальный балл за все выполненные задания – 70.

Рекомендуем ознакомиться: