Олимпиадные задания с решениями

Литература 7 класс, муниципальный (второй) этап, г. Москва 2016 год

Содержание

  1. Задание 1. [10 баллов] ПЕРЕПУТАННЫЕ СТРОКИ
  2. Задание 2. [20 баллов] ОБРАЗ В ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ
  3. Задание 3. [40 баллов] РАБОТА С ТЕКСТОМ

Задание 1.  [10 баллов] ПЕРЕПУТАННЫЕ СТРОКИ

Содержание ↑

В стихотворении перепутаны строки.

а)  Восстановите  стихотворение:  перепишите  строки  в  правильном  порядке.

  • Подсказка 1: обратите внимание на знаки препинания в концах строк.
  • Подсказка 2: рифмовка в стихотворении парная.

На кобылку недруг сел,
Да хозяйка молодая.
Как бы нам о том проведать?
Ворон ворону в ответ:
А хозяйка ждет милого
В чистом поле под ракитой
Ворон к ворону летит,
Ворон, где б нам отобедать?
Кем убит и отчего,
Богатырь лежит убитый.
Знает сокол лишь его,
Знаю, будет нам обед;
Да кобылка вороная,
Ворон ворону кричит:
Сокол в рощу улетел,
Не убитого, живого.

б) Обозначьте жанр стихотворения, которое Вы восстановили.  Как называется этот жанр?

в)  Назовите 2–3  примера  стихотворений  этого  жанра.  Укажите  их  авторов  и названия.

Ответ

а) Восстановленный текст:

Ворон к ворону летит,
Ворон ворону кричит:
Ворон, где б нам отобедать?
Как бы нам о том проведать?
Ворон ворону в ответ:
Знаю, будет нам обед;
В чистом поле под ракитой
Богатырь лежит убитый.
Кем убит и отчего,
Знает сокол лишь его,
Да кобылка вороная,
Да хозяйка молодая.
Сокол в рощу улетел,
На кобылку недруг сел,
А хозяйка ждёт милого
Не убитого, живого.

(А.С. Пушкин) Указание на имя автора не требуется.

 

Критерии оцениванияБаллы
Текст восстановлен верно5
Текст восстановлен верно, но имеются ошибки при переписывании4
Имеются разночтения с оригиналом, не влияющие на смысл текста3
Имеются 1–2 разночтения с оригиналом, затемняющие смысл текста2
Имеются 3–4 разночтения с оригиналом, затемняющие смысл текста1
Текст существенно искажён0

б) Обозначьте жанр стихотворения, которое Вы восстановили.

Как называется этот жанр?

Баллада (романтическая баллада). 

2 балла за верный ответ.

в)  Назовите 2–3  примера  стихотворений  этого  жанра.  Укажите  их  авторов  и названия.

В.А. Жуковский, «Светлана», «Людмила», «Ивиковы  журавли», «Рыбак»; М.Ю. Лермонтов, «Три пальмы»; Ф. Шиллер, «Перчатка» и т. д.

До 3 баллов за максимальное количество верных примеров.

Задание 2.  [20 баллов] ОБРАЗ В ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Содержание ↑

Прочитайте  отрывки  стихотворных  текстов,  принадлежащие  разным  авторам. Определите,  какую  роль  играет  в  них  образ  рябины. Выделите  общие  черты этого образа  в  разных отрывках, назовите их, напишите  об  этом,  опираясь на представленные тексты. Рекомендуемый объём – 100–150 слов.

Иные нужны мне картины:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор,
На небе серенькие тучи,
Перед гумном соломы кучи —
Да пруд под сенью ив густых,
Раздолье уток молодых…

(А.С. Пушкин. Отрывки из «Путешествия Онегина», 1825–1830)

Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.

(А.Н. Плещеев. «Скучная картина…», 1860)

Тишь родного села, и под милым окном
Ярко-красные кисти рябин,
И знакомые звуки знакомых теней,
И свобода родимых долин.

(Л.И. Пальмин. «Из тюремных мотивов», 1865)

Я отыскал свою рябину,
Которой песнь я посвятил,
С которой русскую кручину
Здесь на чужбине я делил.

(П.А. Вяземский. «Вевейская рябина», 1864)

И просится душа опять в затишье бора,
Опять в немую даль синеющих лугов;
Туда, где так грустна родная мне картина,
Где ветви бледных ив склонились над прудом,
Где к гибкому плетню приникнула рябина,
Где утро обдаёт осенним холодком…

(С.Я. Надсон. «Да, хороши они, кавказские вершины…», 1880) 

Критерии оцениванияБаллы
Сделано обобщение: найдены общие черты конкретного образа в приведённых отрывках0–5 баллов
Подчёркнуты связи, ассоциации, помогающие понять роль конкретного образа, названы его определяющие черты0–10 баллов
Грамотность (наличие/отсутствие речевых, грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок) (в пределах изученного по0–5 баллов

Задание 3.  [40 баллов] РАБОТА С ТЕКСТОМ

Содержание ↑

Это задание содержит два варианта. Выберите ТОЛЬКО ОДИН из них.

Вариант 1. Прозаический текст

Содержание ↑

Прочитайте. Напишите  сочинение  об  этом  рассказе,  отвечая  на  поставленные вопросы (можно  ответить  не  на  все  вопросы).  Пишите  связным  текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём – 200–250 слов.

Валентин Григорьевич Распутин (1938–2015)

МАМА КУДА-ТО УШЛА

Мальчишка  открыл  глаза  и  увидел  ползающую  по  потолку  муху.  Он поморгал и стал смотреть, куда она ползёт.

Муха  двигалась  в  ту  сторону,  где  было  окно.  Она  бежала  не останавливаясь, и получалось это у неё очень быстро.

Мальчишка решил, что она бежит по дороге, и стал ждать, не поползёт ли за  ней  ещё  одна,  чтобы  удостовериться,  действительно  ли  это  дорога.  Но больше мух не было. Они, правда, были, но по потолку не бегали, и мальчишка быстро потерял к ним интерес. Он приподнялся в кровати и крикнул:

– Мама, я проснулся!

Никто ему не ответил.

– Мама! – позвал он. – Я молодец, я проснулся.

Тишина.

Мальчишка подождал, но тишина не прошла.

Тогда он спрыгнул с кровати и босиком побежал в большую комнату. Она была пуста. Он посмотрел по очереди на кресло, на стол, на книжные полки, но возле них никого не было. Они стояли просто так, занимая место.

Мальчишка  бросился  на  кухню,  потом  в  ванную –  там  тоже  никто  не прятался.

– Мама! – крикнул мальчишка.

Тишина  вобрала  в  себя  его  крик  и  сразу  сомкнулась.  Мальчишка,  не поверив ей, снова бросился в свою комнату, оставляя от босых пяток и пальцев на крашеном полу следы, которые растворялись и исчезали.

– Мама, – как можно спокойнее сказал мальчишка, – я проснулся, а тебя нету.

Молчание.

– Тебя нету, да? – спросил он.

Его  лицо  напряглось  в  ожидании  ответа,  он  поворачивал  его  во  все стороны, но ответ не пришёл, и мальчишка заплакал.

Плача, он пошёл к двери и стал её дергать. Дверь не поддавалась. Тогда он ударил  её  ладонью,  потом  ткнул  босой  ногой,  зашиб  ногу  и  заплакал  ещё громче.

Он стоял посреди комнаты, и крупные тёплые слёзы выкатывались из его глаз и падали на крашеный пол. Потом, не переставая плакать, он сел.  Всё вокруг прислушивалось к нему, и всё молчало.

Он ждал, что вот-вот за его спиной послышатся шаги, но их всё не было, и он никак не мог успокоиться.

Это продолжалось долго, а сколько, он не знал.

В  конце  концов  он  лёг  на  пол  и  стал  плакать  лёжа.  Он  так  устал,  что перестал чувствовать себя, и уже не понимал, что плачет. Этот плач был так же естествен,  как  дыхание,  и  уже  не  подчинялся  ему. Наоборот,  он  был  сильнее его.

И вдруг мальчишке показалось, что в комнате кто-то есть.

Он быстро вскочил на ноги и стал осматриваться. Ощущение, заставившее его подняться, не проходило, и мальчишка побежал в другую комнату, потом в кухню и ванную. Там никто не появился.

Всхлипывая,  мальчишка  вернулся  и  закрыл  ладонями  глаза.  Потом  он убрал ладони и ещё раз осмотрелся. В комнате ничего не изменилось. Кресло пустовало, стол стоял один, на книжных полках, как всегда, были книги, но их разноцветные корешки смотрели грустно и слепо. Мальчишка задумался.

–  Я  больше  не  буду  плакать, –  сказал  он  себе. –  Придёт  мама,  я  буду молодец.

Он  пошёл  к  кровати  и  одеялом  вытер  своё  заплаканное  лицо.  Затем неторопливо, словно прогуливаясь, он обошёл всё, что было у них в квартире.

И тут ему в голову пришла блестящая мысль.

– Мама, – негромко сказал он, – я хочу на горшок.

Он не хотел на  горшок, но  это было  то, что  заставило бы мать, будь она дома, тотчас броситься к нему.

– Ма-ма, – повторил он.

Её не было дома, теперь он понял это окончательно.

Надо было что-то делать. «Я сейчас поиграю, и мама придёт», – решил он.

Он  пошёл  в  угол,  где  были  все  его  игрушки,  и  взял  зайца.  Заяц  был  его любимцем.  У  него  отклеилась  одна  нога,  отец  несколько  раз  предлагал мальчишке  приклеить  эту  ногу,  но  тот  никак  не  соглашался. С  двумя  ногами зайца любить было бы не за что, так он и оставался с одной, а вторая валялась где-то здесь же и теперь существовала сама по себе.

– Давай играть, зайка, – предложил мальчишка.

Заяц молча согласился.

– Ты больной, у тебя ножка болит, я тебя сейчас буду лечить.

Мальчишка  положил  зайца  на  кровать,  достал  гвоздь  и  ткнул  им  зайца в живот, делая укол.

Заяц к уколам привык и никак на них не отзывался.

Мальчишка задумался, потом, словно что-то вспомнив, отошёл от кровати и  заглянул  в  большую  комнату.  Там  ничего  не  изменилось,  и  тишина  попрежнему всё так же медленно раскачивалась из угла в угол.

Мальчишка,  вздохнув,  вернулся  к  кровати  и  посмотрел  на  зайца.  Тот спокойно лежал на подушке.

– Нет, не так, – сказал мальчишка. – Теперь я буду зайкой, а ты маленьким мальчиком. Ты будешь меня лечить

Он посадил зайца на стул, а сам лёг в кровать, поджал под себя одну ногу и заплакал.

Заяц,  сидя  на  стуле,  удивлённо  смотрел  на  него  своими  большими голубыми глазами.

– Я зайка, у меня ножка болит, – объяснил ему мальчишка.

Заяц молчал.

– Зайка, – спросил он потом, – куда ушла мама?

Заяц не ответил.

– Ты не спал, ты знаешь, говори, куда ушла мама? – потребовал мальчишка и взял зайца в руки.

Заяц молчал.

Мальчишка  забыл,  что  раньше  он  сам  всегда  отвечал  за  зайца,  выступая сразу в двух ролях, и теперь всерьёз требовал от него ответа. Он забыл, что заяц был  только  игрушкой  среди  игрушек –  среди  кубиков,  которые  становились друг  на  друга,  только  когда  их  ставили,  среди  машин,  которые  шли,  только когда их вели, среди зверей, которые рычали и разговаривали, только когда за них кто-нибудь рычал и отвечал.

Он обо всём забыл, этот мальчишка.

– Говори, говори! – требовал он.

Заяц продолжал молчать.

Мальчишка  швырнул  его  на  пол,  спрыгнул  с  кровати  и,  бросившись  на зайца, стал его пинать.

Заяц  катался  по  полу,  подскакивал,  крутился,  и мальчишка  тоже  подскакивал и крутился вокруг него и всё повторял: «Говори,  говори,  говори!» – но заяц не отвечал и не мог от него никуда убежать, потому что он был с одной ногой. И мальчишка вдруг понял это. Он остановился. Он стоял и смотрел, как заяц, уткнувшись лицом в пол, беззвучно плачет. И он услышал этот плач. Он наклонился над зайцем, развёл руками и виновато сказал:

– Мама куда-то ушла.

И вдруг мальчишке показалось, что по лестнице кто-то поднимается.

– Мама! – закричал он, бросаясь к двери, но запнулся о кресло и упал. Он поднялся,  прислушиваясь,  но  за  дверью  никого  не  было. И  тогда  мальчишка снова заплакал. Он плакал от боли и одиночества. Что такое боль, он уже знал.

С одиночеством он встретился впервые.

(1966)

  1. Почему этот текст можно считать художественным?
  2. В каких ещё произведениях Вам встречалась подобная тема?
  3. С помощью  каких  средств  автор  создаёт  образ  своего  героя?  Почему герой не назван по имени?
  4. Зачем нужен в рассказе образ зайца?
  5. Как вы понимаете смысл последних строк?
  6. В чём заключается основная мысль рассказа?

Вариант 2. Стихотворный текст

Содержание ↑

Прочитайте.  Напишите  сочинение  об  этом  стихотворении,  отвечая  на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём – 200–250 слов.

Николай Степанович Гумилёв (1886–1921)

* * *

Нас было пять… Мы были капитаны,
Водители безумных кораблей,
И мы переплывали океаны,
Позор для Бога, ужас для людей.

Далёкие загадочные страны
Нас не пленяли чарою своей.
Нам нравились зияющие раны,
И зарева, и жалкий треск снастей.

Наш взор являл туманное ненастье,
Что можно видеть, но понять нельзя.
И после смерти наши привиденья

Поднялись, как подводные каменья,
Как прежде, чёрной гибелью грозя
Искателям неведомого счастья.

<1907>

  1. О ком идёт речь в стихотворении?
  2. В каких ещё произведениях Вам встречались подобные темы и образы?
  3. С помощью  каких  художественных  средств  обрисован  облик «капитанов»?
  4. Какие явные и неявные противопоставления есть в стихотворении?
  5. Что можно сказать о форме стихотворения?

Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёхбалльную  систему.  Так,  при  оценке  по  первому  критерию 0  баллов  соответствуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и 15 баллов – «пятёрке».  Безусловно,  возможны  промежуточные  варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).

 

Критерии оцениванияБаллы
К1Наличие/отсутствие ошибок в понимании текста; последовательное и адекватное раскрытие смысла текста в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 1515
К2Композиционная стройность работы, её общая логика и стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 1010
К3Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 55
К4Наличие/отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 55
К5Общая грамотность (наличие/отсутствие речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок). Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 55
Максимальный балл40

Максимальное количество баллов за все выполненные задания – 70.

Содержание ↑

Рекомендуем ознакомиться: