Содержание
- Задание 1
- Задание 2
- Задание 3
- Задание 4
- Задание 5
- Задание 6
- Задание 7
- Задание 8
- Задание 9
- Задание 10
- Задание 11
- Задание 12
- Задание 13
- Задание 14
- Задание 15
- Задание 16
Задание 1
Установите истинность или ложность суждения. Обозначьте «да» истинные суждения; «нет» – ложные суждения. Ответы внесите в таблицу на бланке работы.
1.1. Разница в возрасте между усыновителем и усыновлённым должна составлять не менее 18 лет.
1.2. Работодатель должен быть предупреждён о забастовке не позднее, чем за три рабочих дня до её начала.
1.3. Макс Вебер связывал быстрое развитие капиталистических отношений в Западной Европе с распространением католицизма.
1.4. В Америке проживает больше христиан, чем в любой другой части света.
1.5. Гражданин может быть участником только одного полного товарищества.
1.6. Группа «студенты юридического факультета МГУ» является примером номинальной социальной группы.
1.7. Саудовская Аравия является примером дуалистической монархии.
1.8. Гносеология ‒ это учение о познании.
Ответ:
1.1. | 1.2. | 1.3. | 1.4. | 1.5. | 1.6. | 1.7. | 1.8. |
нет | нет | нет | да | да | нет | нет | да |
По 1 баллу за каждый верный ответ.
Максимум за задание 8 баллов.
Задание 2
Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ и запишите на бланке работы.
Народные, октроированные, гибкие, неписаные.
Ответ: Виды конституций.
1 балл за верный ответ.
Задание 3
Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ и запишите на бланке работы.
Свидетели, подстрекатели, пособники, посредники.
Ответ: Участники социального конфликта.
1 балл за верный ответ.
Задание 4
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. Ответы запишите на бланке работы.
Аналогия, моделирование, измерение, абстракция, идеализация.
Ответ: Теоретические методы познания.
Лишнее: измерение.
2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).
Задание 5
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. Ответы запишите на бланке работы.
Канада, Бельгия, Индия, Испания, Бразилия.
Ответ: Федеративные государства.
Лишнее: Испания.
2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).
Задание 6
Сопоставьте имена мыслителей с высказываниями и названием трудов, в которых они содержатся. Результаты занесите в таблицу на бланке работы.
I. «История до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов».
II. «Умирая, культура превращается в цивилизацию».
III. «Жестокость законов препятствует их соблюдению»
VI. «Рыночная экономика, основанная на свободной конкуренции, может существовать сама по себе».
V. «Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание».
VI. «Естественное состояние общества есть война всех против всех».
А) Н. Макиавелли Б) О. Шпенглер В) К. Маркс Г) Т. Гоббс Д) Ш. Монтескьё Е) А. Смит | 1) «Исследование о природе и причинах богатства народов» 2) «О духе законов» 3) «Манифест коммунистической партии» 4) «Левиафан» 5) «Государь» 6) «Закат Европы» |
Ответ:
I | II | III | IV | V | VI |
В | Б | Д | Е | А | Г |
3 | 6 | 2 | 1 | 5 | 4 |
По 1 баллу за каждый верно заполненный столбец.
Максимум за задание 6 баллов.
Задание 7
Решите юридическую задачу. Ответы запишите на бланке работы.
Боков, работавший токарем 6-го разряда, в связи с необходимостью ликвидации производственной аварии, был переведён сроком на 7 месяцев на работу в другой регион, где ему поручили должность токаря 4-го разряда. Боков от перевода отказался, мотивируя свой отказ тем, что предложенная ему работа менее квалифицирована, чем та, которую он выполнял ранее, и не приступил к работе, в связи с чем администрация завода уволила его за прогул без уважительных причин. Имела ли право администрация завода перевести Бокова из одного цеха в другой? Вправе ли Боков не приступать к новой работе?
Ответ: Администрация не имела права переводить Бокова на другую работу без его согласия на срок более одного месяца. 3 балла. Да, Боков вправе не приступать к новой работе. 2 балла.
Максимум за задание 5 баллов.
Задание 8
Решите экономическую задачу. Ответы запишите на бланке работы.
ООО «Стройинвест» рассматривает инвестиционный проект, по завершении которого через 2 года он должен получить 21 млн руб. Какую сумму должен вложить инвестор в этот проект, если по прогнозу инфляция в следующем году составит 25 %, а через год 20 %, при этом существует 5-процентная вероятность невозврата средств? Инвестора следует считать нейтральным по отношению к риску. Приведите соответствующие расчёты.
Ответ:
- Через 2 года инвестор с вероятностью 95 % получит 21 млн. руб., а с вероятностью 5 % не получит ничего. Это означает, что в среднем сумма, которую он получит, составит 0,95*21 000 000 = 19,5 млн руб. 2 балла.
- За 2 года деньги обесценятся в 1,25*1,2 = 1,5 раза. 2 балла.
- Таким образом, полученные через 2 года 19,5 млн руб. соответствуют сегодняшним 19,5/1,5 = 13,3 млн руб. Эту сумму инвестор должен вложить в проект. 2 балла.
Максимум за задание 6 баллов.
Задание 9
Решите политологическую задачу. Ответы запишите на бланке работы.
Учащийся 11 класса после изучения на уроке обществознания темы «Формы государства» решил провести исследование, посвящённое форме правления в государстве Н. Приступая к работе, ученик выписал возникшие у него вопросы, на которые он хотел бы получить ответы в ходе изучения информации о политическом устройстве государства Н. Всего вопросов получилось десять.
- Как называется должность (титул) главы государства Н?
- Каким образом глава государства получает властные полномочия?
- Ограничены ли полномочия главы государства определенным сроком?
- На какой срок избирается парламент?
- Разрешена ли деятельность оппозиционных политических партий?
- Имеет ли право глава государства распускать парламент?
- Имеют ли территории, составляющие государство Н., собственное законодательство?
- Каким образом формируется правительство в государстве Н?
- Перед кем несёт ответственность правительство?
- Соблюдаются ли в государстве Н. основные личные и политические права граждан?
В результате исследования ученик пришёл к выводу, что государство Н. является смешанной республикой. Какие из перечисленных вопросов помогли ему прийти к такому выводу? Какие ответы он мог получить на эти вопросы, чтобы прийти к такому выводу?
Заполните таблицу, вписав в неё только те номера вопросов и ответы на них, которые позволяют сделать вывод о форме правления государства Н. Укажите номера вопросов и дайте на каждый из них по одному точному и ёмкому ответу.
Ответ:
НОМЕР ВОПРОСА | ОТВЕТ |
1 | Должность главы государства называется «Президент». |
2 | Президент избирается на должность путём всенародного голосования. |
6 | Глава государства имеет право распускать парламент. |
8 | Правительство формируется парламентским большинством (партиями, имеющими большинство мест в парламенте). |
9 | Правительство несёт ответственность перед президентом и перед парламентом. |
По 1 баллу за каждый верно выделенный вопрос с приведённым верным ответом.
Максимум за задание 5 баллов.
Задание 10
Логическая задача. Ответы запишите на бланке работы.
Четыре друга Ваня, Слава, Петя и Гоша получили на Новый год в подарок домашнего питомца: один друг получил в подарок кошку, другой – собаку, третий – хамелеона, а четвёртый – декоративного удава. Известно, что Гоша с самого детства очень боится собак, после того как его укусил большой дог. А ещё Гоша очень боится змей. Ваня всегда хотел себе необычного домашнего питомца, и наконец его мечта исполнилась. Слава долго выбирал себе подарок между собакой и хамелеоном.Кроме того, известно, что Пете подарили удава.
Вопрос: какого домашнего питомца получил в подарок каждый из друзей? Приведите необходимую цепочку рассуждений.
Ответ: Петя – получил в подарок удава, Ваня – хамелеона, Слава – собаку, Гоша – кошку.
Рассуждения:
- Известно, что Пете подарили удава. Так как Ваня хотел себе необычного питомца, он получил в подарок хамелеона или декоративного удава. Но удава подарили Пете, значит, Ваня получил в подарок хамелеона.
- Ване подарили хамелеона, а так как Слава выбирал подарок между собакой и хамелеоном, получается, что ему подарили собаку.
- Гоша боится собак и змей, кроме того, мы выяснили, что хамелеона получил в подарок Ваня. Остаётся, что Гоша мог получить себе в подарок только кошку.
Названо верно одна пара или все пары названы неверно – 0 баллов за всю задачу.
Названы верно 2–3 пары – 1 балл.
Названы верно 4 пары – 2 балла.
3 балла за полное (в котором содержатся все положения) рассуждение.
1 балл, если содержатся не все или ошибочные положения. Порядок, в котором приведены рассуждения, не оценивается.
Максимум за задание 5 баллов.
Задание 11
Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, в именительном падеже, прилагательные – в мужском роде. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу на бланке работы.
Налоги – это обязательные удержания в пользу А)___________ с населения и предприятий. Они устанавливаются Б)_______________, а все мероприятия, связанные с порядком их взимания, размерами ставок, определением их количества, называются налоговой В)___________. Налоговая Г)_______________ включает в себя совокупность налогов, налоговое законодательство, способы исчисления и формы сбора налогов, методы налогового регулирования и контроля. От того, какие в стране налоги, зависит очень многое. Например, если они слишком высоки, то производить продукцию, оказывать услуги становится просто невыгодно. Налогообложение выполняет несколько функций. Д)________________________ функция была исторически первой, и остаётся до сих пор главной. Налоги должны обеспечить потребности государственного и местных бюджетов. Налоги в России в последние годы дают более 85 % дохода бюджета. Без Е)_______________ функции налогов нельзя осуществлять никакие социальные программы. Ж)_________________ функция налогов – это использование налоговой системы в качестве инструмента воздействия на экономическое поведение производителей и потребителей. Для этого используются налоговые З)______________, например освобождение от налогов новых развивающихся предприятий, деятельность которых признаётся полезной, и И)_____________ налоги (плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными ресурсами, лесной сбор и налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы) для обеспечения рационального потребления ресурсов.
Список слов:
1. Система 2. Правительство 3. Политика 4. Ставка 5. Фискальный 6. Регулирующий 7. Контрольный 8. База 9. Государство 10. Экономический | 11. Закон 12. Льготы 13. Воспроизводственный 14. Прямой 15. Вычеты 16. Распределительный 17. Косвенный 18. Акцизы 19. Финансовый 20. Власть |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И |
9 | 11 | 3 | 1 | 5 | 16 | 6 | 12 | 13 |
9 верных вставок – 5 баллов.
7–8 верных вставок – 4 балла.
5–6 верных вставок – 3 балла.
3–4 верные вставки – 2 балла.
1–2 верные вставки – балл.
Максимум за задание 5 баллов.
Задание 12
Объедините следующие понятия в классификационную схему. Внесите понятия в соответствующие графы схемы на бланке работы.
Понятия:
1. Суд 2. Посредник 3. Индивидуальные 4. Трудовой арбитраж 5. Комиссия по трудовым спорам | 6. Коллективные 7. Забастовка 8. Трудовые споры 9. Примирительная комиссия |
Ответ:
9 – верных элементов – 5 баллов.
7–8 верных элементов – 4 балла.
5–6 верных элементов – 3 балла.
3–4 верных элемента – 2 балла.
1–2 верных элемента – 1 балл.
Максимум за задание 5 баллов.
Задание 13
Изучите представленные ниже изображения и выполните задания.
Распределите изображения на пять групп. Укажите буквенные обозначения изображений, составляющих каждую группу. Укажите, что объединяет изображения в каждой группе, на основании установленного Вами общего основания для классификации. Ответы внесите в таблицу на бланке работы.
Ответ:
Группа 1 | социальная реклама | А, Д |
Группа 2 | товарная реклама | В, К |
Группа 3 | политическая реклама | Б, З |
Группа 4 | корпоративная реклама | Г, Ж |
Группа 5 | государственная реклама | Е, И |
По 1 баллу за каждую верно названную группу. По 1 баллу за каждое полностью верное соотнесение.
Максимум за задание 10 баллов.
Задание 14
Ознакомьтесь с представленными ниже материалами и выполните предложенные задания. Ответы к каждому пункту пронумеруйте в соответствии с заданием и запишите на бланке работы.
Преступность – явление отклоняющегося поведения, представляющее высокую опасность для окружающих нарушителя людей и потому преследуемое по закону. В современном обществе преступлением признаётся сознательно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое уголовным кодексом под угрозой наказания. Преступность считается самым опасным видом «социальной патологии» – отклоняющегося от общепринятой нормы, девиантного поведения.
При совершении каждого преступления вначале возникает мотивация, затем преступление планируется и исполняется. Поэтому в качестве основных системообразующих элементов преступления выступают, во-первых, свойства личности потенциального преступника, а во-вторых, внешняя среда, то есть социальные условия жизни.
Совершённое преступление с разной степенью вероятности порождает один из двух результатов (или их комбинацию). Удачное для преступника нарушение закона повышает его благосостояние, но раскрытие преступления ведёт к наказанию нарушителя. Вероятность и величина выгод и потерь от преступления путём обратной связи тоже определяют поведение потенциальных и реальных преступников.
Исследования показывают, что значительная часть преступных действий (в частности, почти все мелкие преступления вроде краж без применения насилия) являются «ситуационными» решениями. Появляется некоторая возможность, которая слишком хороша, чтобы упускать её, – например, человек видит, что дом пуст, пробует открыть дверь и обнаруживает, что ему это удаётся. Преступников-«профессионалов» не так уж много. Большинство преступников – это «дилетанты», дополняющие доходы из прочих источников участием в кражах и грабежах, если предоставляется такая возможность. Поскольку совершающие преступление люди оказываются чаще всего обычными людьми, вполне логично объяснять их преступные действия так же, как объясняют и другие, законопослушные действия.
Наиболее опасными считаются корыстные преступления, преступления несовершеннолетних, организованная преступность, насильственные преступления, преступления против личности.
Основную массу (75 %) корыстных преступлений в современной России совершают так называемые ситуативные преступники, которые действуют в зависимости от обстановки: социально-экономическое положение в стране ухудшается – их число увеличивается; положение улучшается – их становится меньше. Это обычные граждане, которые при подходящих обстоятельствах воруют всё, что можно украсть. В категорию корыстных входят также разнообразные экономические преступления: незаконное предпринимательство, «отмывание» украденных денег, фальшивомонетничество, контрабанда, уклонение от налогов, подкуп должностных лиц и т. п.
Насильственные преступления наиболее опасны, потому что несут угрозу жизни и здоровью людей (даже если бандит, например, не ставит целью специально причинять вред здоровью жертв совершаемых им ограблений).
Выходцы из бедных слоёв составляют основную массу заключённых в тюрьмах, но криминальные действия отнюдь не являются исключительно их уделом. Множество богатых и наделённых властью людей совершают преступления, последствия которых могут быть гораздо более значительны, чем последствия мелких преступлений бедных.
Для преступлений богатых часто используют предложенный Э. Сазерлендом термин «беловоротничковая преступность». Им обозначают такие корыстные преступления, которые могут совершать в основном состоятельные люди: неуплата налогов, нелегальные торговые сделки, махинации с ценными бумагами и земельной собственностью, растраты, изготовление и продажа опасных для жизни продуктов, загрязнение окружающей среды. Частоту преступлений среди «белых воротничков» измерить значительно труднее, чем среди других слоёв населения.
Большинство преступлений такого рода вообще не появляется в официальной статистике.
Серьёзной проблемой считается преступность несовершеннолетних: хотя непосредственный вред от нее не слишком велик, однако она является индикатором того, как преступность будет изменяться в будущем. Известно, что примерно 60 % профессиональных преступников, воров и мошенников начали этот путь в 16-летнем возрасте. Детская преступность всегда является резервом взрослой преступности.
В 1990-е годы мы наблюдали особенно резкий количественный рост преступности и ухудшение её качественных показателей. Лишь к началу 2000-х годов ситуация стабилизировалась.
Уровень латентной преступности существенно различается по отдельным видам правонарушений. Проведённые криминологами исследования свидетельствуют, что, скажем, по убийствам он составляет 2:1, по изнасилованиям – 6:1, а по кражам – 73:1. Наиболее высокий показатель по взяточничеству (2900 с лишним случаев на 1 зарегистрированный) и вымогательству (рэкет) – более 17 000:1.
Следует подчеркнуть, что борьба с преступностью может быть успешной лишь при комплексном подходе. Нельзя думать, что это дело одних юристов. Уровень преступности зависит в первую очередь от общей социальноэкономической, политической и нравственной обстановки в стране. Поэтому, чтобы сократить преступность, нужно прежде всего осуществить меры по оздоровлению экономики и жизни общества в целом. Это особенно актуально для современной России, где высокая преступность признана одной из угроз национальной безопасности.
Татьяна Вуколова, Юрий Латов.
14.1. Что такое латентная преступность? Почему наибольшие показатели латентной преступности характерны для таких преступлений, как вымогательство и взяточничество?
Ответ: Латентная преступность – это «скрытая преступность», когда факт совершённого преступления остаётся незафиксированным правоохранительными органами.
Высокий уровень латентной преступности по взяточничеству и вымогательству объясняется тем, при вымогательстве жертвы редко обращаются в правоохранительные органы, опасаясь разглашения нежелательных сведений, а в случае взяточничества в сокрытии преступления, как правило, заинтересованы как взяткодатель, так и взяткополучатель.
1 балл за верное определение латентной преступности, по 1 баллу за объяснения высокого уровня латентной преступности при вымогательстве и взяточничестве. Максимум 3 балла.
14.2. Какие три фактора, по мнению авторов, являются системообразующими в преступлении?
Ответ: Системообразующими в преступлении, по мнению авторов, являются свойства личности потенциального преступника, внешняя среда (социальные условия жизни), а также вероятность и величина выгод и потерь от преступления.
По 1 баллу за каждый верно названный фактор. Максимум 3 балла.
14.3. Что такое «беловоротничковая преступность»? Почему «беловоротничковая» преступность, по мнению авторов, может быть более опасной чем «преступность бедных», несмотря на то, что в количественном отношении она относительно невысока?
Ответ:
- Под «беловоротничковой преступностью» понимаются преступления, совершаемые обычно представителями состоятельных слоёв.
- «Беловоротничковая преступность» может считаться более опасной в силу большого материального ущерба, который она наносит обществу и государству.
1 балл за объяснение термина «беловоротничковая преступность» и 1 балл за верное объяснение её общественной опасности. Максимум 2 балла.
Диаграмма 1
Число зарегистрированных преступлений (тысяч)
14.4. По утверждению авторов, ситуация с преступностью в России в начале 2000-х гг. стабилизировалась. Какие данные диаграммы 1 позволяют сделать такой вывод? Приведите два положения.
Ответ: 1) В начале 2000-х годов () отмечалось сокращение числа тяжких и особо тяжких преступлений. 2) отмечалось значительное сокращение доли тяжких и особо тяжких преступлений среди общего числа преступлений.
По 2 балла за каждое приведенное положение. Максимум 4 балла.
Диаграмма 2
Социальный портрет преступности в России в 2016 г.
По образованию
По возрасту
По социальному составу
14.5. Опираясь на данные диаграммы 2, составьте социальный портрет наиболее типичного преступника в России в 2016 г. Дайте три объяснения, почему люди с такими социальными характеристиками чаще всего совершают преступления.
Ответ: Мужчина от 30 до 49 лет, имеющий основное общее образование и не имеющий постоянного источника дохода. По 1 баллу за каждую приведённую характеристику. Всего 3 балла.
Могут быть приведены следующие объяснения.
Мужчины более склонны к девиантному поведению, чем женщины.
К 30 годам человек или занял прочное социальное положение, или уже не смог его занять, и сделать это всё труднее.
Только основное общее образование не позволяет иметь прочный источник легального дохода.
Объяснения могут быть приведены в иных формулировках.
По 2 балла за каждое приведённое объяснение. Всего 6 баллов.
Максимум 9 баллов.
Таблица 1
ЧИСЛО ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПО ВИДАМ (тысяч)
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
убийство и покушение на убийство | 30,8 | 27,5 | 22,2 | 20,1 | 17,7 | 15,6 | 14,3 | 13,3 | 12,4 | 11,9 | 11,5 |
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью | 57,9 | 51,4 | 47,3 | 45,4 | 43,1 | 39,7 | 38,5 | 37,1 | 34,8 | 32,9 | 30,2 |
изнасилование и покушение на изнасилование | 9,2 | 8,9 | 7,0 | 6,2 | 5,4 | 4,9 | 4,8 | 4,5 | 4,2 | 4,2 | 3,9 |
грабёж | 344,4 | 357,3 | 295,1 | 244,0 | 205,4 | 164,5 | 127,8 | 110,1 | 92,1 | 77,7 | 72,7 |
разбой | 63,7 | 59,8 | 45,3 | 35,4 | 30,1 | 24,5 | 20,1 | 18,6 | 16,4 | 14,3 | 13,6 |
кража | 1573,0 | 1677,0 | 1567,0 | 1326,3 | 1188,6 | 1108,4 | 1038,6 | 992,2 | 922,6 | 908,9 | 1018,5 |
взяточничество | 9,8 | 11,1 | 11,6 | 12,5 | 13,1 | 12,0 | 11,0 | 9,8 | 11,5 | 11,9 | 13,3 |
14.6. На основании данных таблицы выделите две группы преступлений. Первая группа – преступления, обнаруживающие устойчивую тенденцию к снижению их числа. Вторая группа – преступления, снижение числа которых, сменилось новым ростом. В чём принципиальное отличие в характере совершения преступлений первой группы от второй?
Ответ: Первая группа – насильственные преступления. Вторая группа – ненасильственные преступления. Критерий отличия – применение насилия при совершении преступлений.
По 1 баллу за определение групп. 2 балла за указание критерия. Всего 4 балла.
Диаграмма 3
Динамика изменения реального ВВП России в постоянных ценах
14.7. Используя данные диаграммы о динамике ВВП в России, выскажите предположение, насколько данные таблицы 1 могут служить подтверждением выводов авторов о зависимости ситуативных преступлений от экономической ситуации. Свой ответ аргументируйте.
Ответ: Данные таблицы могут лишь частично служить подтверждением выводов авторов. Авторы относят к числу ситуативных преступлений прежде всего ненасильственные корыстные преступления, число которых стало расти в 2015 г. с ухудшением экономической ситуации в стране, что подтверждает вывод авторов. При этом в 2009 году объём ВВП упал, но это не вызвало роста числа ситуативных преступлений, что не может служить подтверждением вывода авторов. И хотя можно отметить рост числа взяток, но оно росло и раньше.
1 балл за верный ответ. До 2 баллов за сделанный вывод.
Максимум 3 балла.
Всего за задание 28 баллов.
Задание 15
Прочитайте текст и выполните задание. Ответы запишите на бланке работы.
Патриархат – это общественно-историческая формация, созданная в процессе, длившемся последние несколько тысячелетий, в котором принимали участие мужчины и женщины. Первая форма патриархата появилась в архаическом государстве. Базовой организационной единицей государства была семья, посредством которой выражались и в которой производились государственные нормы и ценности. Как глубоко повлияла идеология гендера на сам процесс образования государства. Теперь мы рассмотрим, каким образом сама эта идеология возникла, сформировалась и стала господствующей.
Функции и поведение, приличествовавшие каждому полу, определялись и получали выражение посредством общепринятых ценностей, обычаев, законов и социальных ролей. Также они были представлены – и это очень важно – в основных метафорах, которые составили культурную конструкцию человеческих обществ и систему объяснения мироустройства.
Женская сексуальность, под которой понимается способность женщины удовлетворять сексуальные потребности мужчин и производить новых людей, превратилась в товар ещё до возникновения западной цивилизации. Развитие сельского хозяйства в период неолита привело к возникновению «обмена женщинами» между племенами, не только как формы предотвращения постоянных войн посредством заключения брачных альянсов, но и потому что в тех обществах, где было больше женщин, было и больше детей. В отличие от экономических интересов племен охотников и собирателей, земледельцы использовали детей как рабочую силу, для увеличения масштабов производства и для производства материальных излишков. Мужской коллектив имел права на женщин, но женский коллектив не имел прав на мужчин. Сами женщины превратились для мужчин в разновидность ресурса, который они присваивали точно так же, как присваивали себе земли. Семьи продавали или обменивали женщин посредством брака и извлекали из этого материальную выгоду; впоследствии женщин начнут брать в плен или покупать на рынке рабов, а вместе с этим сексуальные услуги станут трудовой повинностью женщин, а их дети – собственностью их хозяев. Во всех известных нам обществах первым коллективом рабов всегда были женщины побеждённых племён, тогда как мужчин убивали. Только после того, как мужчины научились порабощать и держать в повиновении женщин человеческих групп, обозначенных как «чужие», они нашли способ обращать в рабство мужчин из этих групп, а затем – мужчин собственной племенной (этнической, национальной) группы.
Таким образом, рабство женщин, в котором были скомбинированы одновременно расизм и сексизм, предварило во времени образование классов и возникновение классового угнетения. Классовые различия возникли как выражение патриархатных отношений и строились на их основе. Класс – это не отдельный от гендера конструкт, класс выражается в гендерных терминах.
В течение почти четырёх тысяч лет женщины жили и действовали в тени патриархата, конкретно той его формы, которую можно назвать патерналистским господством (т. е. господством отца). Этот термин отражает реальность, в которой существует доминирующая группа, считающаяся лучшей, совершенной, и угнетённая группа, считающаяся худшей, дефективной, но при этом ситуация господства/подчинения «смягчена» системой взаимных обязанностей и долга. Угнетённые обменивают своё подчинение на протекцию, свой неоплачиваемый и ненормированный труд на содержание. В патриархатной семье ответственность и обязанности распределены неравномерно между теми, кому предоставляется протекция в рамках семьи: подчинение сыновей власти отца временно, оно продолжается до тех пор, пока сыновья не становятся сами главами семейств. Подчинение дочерей и жён длится всю их жизнь. Дочери могли избежать необходимости подчиняться отцу только в случае, если они переходили в подчинение и под протекцию к другому мужчине. Основой патернализма является неписаный обменный договор: материальное содержание и физическая защита, которые предоставляются мужчиной, в обмен на подчинение во всех и каждом из аспектов жизни и неоплачиваемый ненормированный труд, которые требовались от женщины. В том, что касается женщин, такие отношения продолжаются де-факто и де-юре и после того, как мужчина не выполняет или отказывается выполнять свои обязанности по этому «договору».
Задания к тексту:
- Укажите политическую идеологию, к которой можно отнести автора (идейную основу текста).
- Назовите три принципа указанной Вами политической идеологии, отраженные в тексте, и проиллюстрируйте каждый принцип соответствующим фрагментом из текста.
- Представьте развёрнутую критику идейной основы текста с точки зрения какой-либо альтернативной политической идеологии.
- 3.1. Назовите альтернативную политическую идеологию, с позиций которой Вы будете критиковать данный текст.
- 3.2. Приведите антитезисы к каждому сформулированному Вами при ответе на вопрос 2 принципу политической идеологии, приверженцем которой является автор текста.
Ответ:
- Политическая идеология текста – феминизм. 3 балла
- Примеры принципов и фрагментов:
а) Патриархат как форма угнетения мужчинами женщин. Можно: угнетённое положение женщин.
Фрагмент:
«Патриархат – это общественно-историческая формация …»
«В патриархатной семье ответственность и обязанности распределены неравномерно между теми, кому предоставляется протекция в рамках семьи: подчинение сыновей власти отца временно, оно продолжается до тех пор, пока сыновья не становятся сами главами семейств. Подчинение дочерей и жён длится всю их жизнь».
б) Феминизм как левая идеология, впитавшая в себя социалистические идеи.
Фрагмент:
«Классовые различия возникли как выражение патриархатных отношений и строились на их основе».
в) Первичность гендера как фактора, определяющего общественные отношения.
Фрагмент:
«Класс – это не отдельный от гендера конструкт, класс выражается в гендерных терминах».
«Мы уже видели, как глубоко повлияла идеология гендера на сам процесс образования государства».
Могут быть использованы другие фрагменты для подтверждения выводов, а также приведены иные положения либерализма, отражённые в тексте, с подтверждением соответствующими фрагментами.
По 3 балла за каждый приведённый принцип и по 3 балла за каждый приведённый фрагмент. Всего 18 баллов.
- Критика текста:
Пример:
Критика с точки зрения консерватизма:
а) Положение женщины в семье – результат естественного развития общества, вне зависимости от экономических факторов. Справедливость заключается в том, что каждый член общества находится на своем месте.
б) Функции женщины в обществе продиктованы традициями.
в) Семья и брак являются традиционными ценностями, и пересмотр положения женщины в семье ведёт к разрушению установившегося в обществе статуса-кво. (Проверяющему важно в данном случае отличить наивную критику от критики осознанной и идеологической.)
Антитезис должен быть именно возражением на критикуемый тезис, а не абстрактным положением другой политической идеологии, не связанным с критикуемым тезисом. Может быть дана критика текста с позиций иной альтернативной политической идеологии – консерватизма, национализма и др.
1 балл за названную идеологию.
По 2 балла за каждый приведенный антитезис.
Всего 7 баллов.
Максимум за задание 28 баллов.
Задание 16
Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.
- Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит практика (Л. Фейербах).
- Наилучшая экономическая система та, которая обеспечивает людей тем, в чем они больше нуждаются (Д. Гэлбрейт).
- Демократия всегда есть распутье, система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны (П. Новгородцев).
- Немыслимо право, которое всецело и исключительно опиралось бы только на одно принуждение (Н. Коркунов).
- Становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации (Г. Лебон).
- Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера (Г. Фрейтаг).
- Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, ‒ это всегда автопортрет (С. Батлер).
- Свобода означает ответственность. Вот почему многие боятся её (Б. Шоу).
Критерии оценивания сочинения-эссе.
- Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование её значимости для общественных наук и социальной практики.
- Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения по сформулированной обществоведческой проблеме. (Если точка зрения автора эссе сводится к пересказу выбранного высказывания или констатации согласия или несогласия с ним, то по данному критерию выставляется 0 баллов.)
- Уровень аргументации:
- а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;
- б) опора на научные теории, владение понятиями курса;
- в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;
- г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).
- Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.
До 4 баллов за каждый критерий.
Максимум за задание 28 баллов.
Максимум за работу 145 балла.