Уважаемый участник!
При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:
- внимательно прочитайте задание;
- если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; запись ведите чётко и разборчиво).
За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членамижюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки.
Максимальное количество баллов – 85.
Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членамжюри.
Желаем успеха!
Содержание
- Задание 1
- Задание 2
- Задание 3
- Задание 4
- Задание 5
- Задание 6
- Задание 7
- Задание 8
- Задание 9
- Задание 10
- Задание 11
- Задание 12
Задание 1
Выберите несколько верных ответов из предложенных. Ответы внесите в таблицу в бланке работы.
1.1. Какие из предложенных ниже ситуаций иллюстрируют формы социального контроля?
а) артисты балета вышли после спектакля на поклон к зрителям
б) Владимир получил штраф за парковку в неположенном месте
в) Ольге вручили диплом за победу на спортивных соревнованиях
г) Вадим не подал руки Ивану, после того, как узнал, что он нагрубил учителю
д) школьники провели благотворительную ярмарку в поддержку приюта для бездомных животных
1.2. Выберите все факторы производства из списка:
а) капитал
б) рента
в) процент
г) земля
д) предпринимательская способность
1.3. Выберите из приведенного ниже списка все НЕ верные утверждения:
а) Символ христианства – крест.
б) Свои культовые сооружения мусульмане называют дацанами.
в) Раввин – это духовное лицо в иудаизме.
г) Для буддистов Иерусалим – священный город.
д) В Российской Федерации существует государственная религия – православие.
Ответ:
1.1 | 1.2 | 1.3 |
бвг | агд | бгд |
2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный).
Максимум за задание 6 баллов.
Задание 2
Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ. Ответы запишите в бланке работы.
2.1. Искусствоведение, история, филология, религиоведение.
Ответ: гуманитарные науки.
2 балла за верный ответ.
2.2. Территория, суверенитет, аппарат публичной власти, создание правовых норм, право на применение законного принуждения, исключительное право взимания налогов и сборов.
Ответ: признаки государства.
2 балла за верный ответ.
Максимум за задание 4 балла.
Задание 3
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.
3.1. Магия, тотемизм, буддизм, анимизм.
Ответ: буддизм, так как это мировая религия, а остальные – ранние формы религий.
3 балла за верный ответ (2 балла за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).
3.2. Доход, образование, доступ к власти, служба в армии, престиж профессии.
Ответ: критерии стратификации. Лишнее – служба в армии.
3 балла за верный ответ (2 балла за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).
Максимум за задание 6 баллов.
Задание 4
Установите истинность или ложность суждения. Обозначьте «да» истинные суждения, «нет» – ложные. Ответы внесите в таблицу на бланке работы.
4.1. Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов.
4.2. Все природные богатства делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые.
4.3. Призывной возраст в Российской Федерации составляет от 18 до 20 лет.
4.4. В условиях рыночной экономической системы вести торговлю с иностранными государствами могут только государственные корпорации.
4.5. При совершении покупок потребители руководствуются как рациональными, так и эмоциональными побуждениями.
Ответ:
4.1 | 4.2 | 4.3 | 4.4 | 4.5 |
да | да | нет | нет | да |
По 1 баллу за каждый верный ответ.
Максимум за задание 5 баллов.
Задание 5
Перед Вами четыре фрагмента сказок А.С. Пушкина. Во всех этих отрывках отразилось одно социальное явление. Назовите это явление. Дайте ему определение. Каждый фрагмент отражает определённый вид данного явления. Назовите каждый вид, записав его в таблице на бланке работы напротив порядкового номера фрагмента, в котором данный вид отразился.
1.
Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярской,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть пол-царства моего.
2.
Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.
Объявили царску волю ‒
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ,
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в окиян ‒
Так велел-де царь Салтан.
3.
Князь ей в ноги, умоляя:
«Государыня-родная!
Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе.
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья:
Ты детей благослови
Жить в совете и любви».
Над главою их покорной
Мать с иконой чудотворной
Слёзы льёт и говорит:
«Бог вас, дети, наградит».
4.
Как царица отпрыгнёт,
Да как ручку замахнёт,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло…»
Ответ:
Понятие: социальные санкции (1 балл).
Определение: реакция со стороны общества на поведение индивида или группы (может быть дано иное определение) (2 балла).
Порядковый номер фрагмента | Вид явления |
1 | формальное позитивное |
2 | формальное негативное |
3 | неформальное позитивное |
4 | неформальное негативное |
По 2 балла за каждый верный ответ. Всего 8 баллов.
Максимум за задание ‒ 11 баллов.
Задание 6
Решите правовую задачу
14-летний Володя нашёл в газете объявление о вакансии почтальона на летний период. Его папа разрешил ему работать, а мама своего согласия не давала. Может ли Володя устроиться на работу? Ответ обоснуйте. Каким нормативным актом регулируется данная ситуация?
Ответ: да, может. (1 балл). С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключён с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от получения образования время лёгкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы. (3 балла). Трудовым кодексом. (3 балла)
Максимум за задание 7 баллов.
Задание 7
Решите логическую задачу.
Есть два человека – A. и B. Известно, что каждый из них либо рыцарь (который всегда говорит правду), либо лжец (который всегда лжёт). Допустим, что A. говорит: «Если я рыцарь, то B. тоже является рыцарем». Докажите, возможно ли определить, кем действительно являются A. и B. при данном условии?
Ответ: нет, нельзя. (1 балл). Из данного условия можно вывести только то, кем является B., при условии, что A. – рыцарь (достаточное условие). (2 балла)
Если же A. не является рыцарем, то никакой информации относительно B. нет. (2 балла)
Максимум за задание 5 баллов.
Задание 8
Перед Вами репродукции известных полотен, которые иллюстрируют разновидности одного и того же социального явления. Назовите его, и заполните столбцы таблицы на бланке работы (8.1 Вид социального явления (по сферам общественной жизни), 8.2 Тип социального явления (по количеству участников)).
Социальный конфликт. (2 балла)
Репродукция | 8.1 Вид социального явления (по сферам общественной жизни) (по 1 баллу) | 8.2 Тип социального явления (по количеству участников) (по 1 баллу) |
1 | политический | межгрупповой |
2 | семейный | межличностный |
3 | религиозный | межгрупповой |
Максимум за задание 8 баллов.
Задание 9
Установите соответствие между социальными фактами и типами правоотношений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответы внесите в таблицу на бланке работы.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ | ТИПЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ |
А) Гражданин Б. был оштрафован за безбилетный проезд. Б) Супруги Ивановы получили в органах ЗАГС свидетельство о рождении своего сына. В) Предприниматель С. оформил трудовой договор с гражданином Н., принятым на должность менеджера по продажам. Г) 16-летний Пётр в свободное от учёбы время работает курьером в юридической фирме. Д) Водитель К. был оштрафован за отсутствие номерных знаков на автомобиле. | 1) трудовые 2) семейные 3) административные |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
3 | 2 | 1 | 1 | 3 |
1 балл за каждую верную позицию.
Максимум за задание 5 баллов.
Задание 10
Из представленных стихотворных отрывков выберите отрывок текста гимна Москвы и запишите цифру, под которым он указан:
1)
Я по свету немало хаживал,
Жил в землянке, в окопах, в тайге,
Похоронен был дважды заживо,
Знал разлуку, любил в тоске.
Но Москвою привык я гордиться
И везде повторял я слова:
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
2)
Затихает Москва, стали синими дали,
Ярче блещут Кремлёвских рубинов лучи…
День прошёл, скоро ночь, вы, наверно, устали,
Дорогие мои москвичи!
Можно песню окончить и простыми словами,
Если эти простые слова горячи.
Я надеюсь, что мы ещё встретимся с вами,
Дорогие мои москвичи.
3)
Не слышны в саду даже шорохи,
Всё здесь замерло до утра.
Если б знали вы, как мне дороги
Подмосковные вечера.
4)
Гремят над Москвою салюты,
Над всею страною салюты гремят.
Мы вновь вспоминаем в такие минуты
Отважных и верных ребят.
Ответ: 1.
Максимум за задание 2 балла.
Задание 11
Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные – в мужском роде.
Обратите внимание: в списке есть слова, которые в тексте встречаться не должны! Одно слово может быть использовано только один раз. Ответы внесите в таблицу на бланке работы.
В регулировании общественных отношений (А) взаимодействует с (Б). При уяснении содержания правовых норм необходим не только их всесторонний анализ с учётом требований идей (В) общества, но и выявление взаимосвязей норм права с принципами и нормами морали, с (Г) сознанием общества. Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку жизненных отношений, (Д) по конкретному, юридически значимому делу. Анализ моральных отношений необходим при рассмотрении брачно-семейных, а также многих (Е) и уголовных дел.
Как форма общественного сознания, система отношений и норм, мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше государственной организации общества. (Ж), мораль регулировали взаимоотношения людей в первобытно-общинном строе. В морали выражены (З) людей о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. Нормы морали ‒ продукт (И) развития человечества. Они сформировались в (К) со злом за утверждение добра, человеколюбия, справедливости, счастья людей.
Список терминов:
1. Право 2. Норма 3. Идеологический 4. Наука 5. Обычай 6. Исторический 7. Закон 8. Мораль | 9. Восприятие 10. Правосознание 11. Нравственный 12. Обстоятельство 13. Гражданский 14. Представления 15. Борьба 16. Административный |
Ответ:
1 балл за каждую верную позицию.
Максимум за задание 10 баллов.
Задание 12
Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы. Ответы запишите на бланке работы.
«Купцы, проживающие на Камчатке в продолжение лишь нескольких зим и мало интересующиеся тем, будут ли ительмены их друзьями или врагами и не разорится ли таким образом весь край, безбожно повышают цены на товары, сильно обманывают покупателей и, не желая дожидаться времени, когда те смогут уплатить, тащат их издалека в остроги, где сажают под арест или же публично продают их, в чем совершенно противозаконно им мироволят начальствующие лица. Таким образом, случается, что из-за штуки китайки разоряется какой-нибудь ительмен навеки, остальные же туземцы начинают страшиться всякой культуры.
Что касается самой торговли, то характер ее таков: купец взимает с казаков по меньшей мере вчетверо больше, чем стоят ему самому товары со всеми накладными по ним расходами.
Казак обменивает у ительменов товар на товар и за некоторые вещи взимает при этом в три раза дороже своей собственной уплаты за них. Если же эта комбинация не проходит с одним товаром, она применяется к другому с повышением стоимости последнего в шесть‒семь раз. Например, за пуд китайского табака раньше платили 400 рублей, а ныне берут 6 000 или же за золотник его требуют лисицу или соболя.
Импортные товары бывают троякого рода: 1) русские или, вообще, европейские; 2) азиатского происхождения: китайские, бухарские и калмыцкие и 3) корякские. Ниже мы даем краткий перечень товаров и цен, по которым они приобретаются купцами у них на месте и по которым продаются купцами казакам, а последними ‒ ительменам.
Так как народ ительменский в настоящее время усвоил русские обычаи и уклад жизни, то решительно все доставляемые на Камчатку московские товары находят сбыт, разве что залежатся взятые в чересчур большом количестве такие почти лишние тут вещи, как кружева, зеркала, гребенки. Якутск доставляет слюду, железо в полосах и разные железные изделия, а также кожу. С Лены идут лосиные шкуры, пряжа и пенька для сетей, соль. Иркутск дает сафьян, грубый холст, войлок и грубое шерстяное сукно».
(Г.В. Стеллер, «Описание земли Камчатки»)
12.1 Каким термином в экономике называется безденежный обмен, о котором говорится в тексте?
Ответ: Бартер. 2 балла
12.2 Дайте определение понятиям импорт и экспорт.
Ответ: Импорт – ввоз товаров и услуг. Экспорт – вывоз товаров и услуг.
По 2 балла за каждое определение. Всего 4 балла.
12.3 Какие товары, по мнению Стеллера, являлись основными предметами экспорта и импорта на Камчатке в XVIII веке? Назовите по два любых предмета экспорта и импорта.
Ответ: Импорт: китайка (ткань), сукно, холст, махорка (табак), кружева, зеркала. Экспорт: меха лисицы и соболя. По 1 баллу за каждый названный пункт. всего 4 балла.
12.4 Приведите цитату из текста, в которой речь идёт о процессе ассимиляции ительменов?
Ответ: «Так как народ ительменский в настоящее время усвоил русские обычаи и уклад жизни, то решительно все доставляемые на Камчатку московские товары находят сбыт, разве что залежатся взятые в чересчур большом количестве такие почти лишние тут вещи, как кружева, зеркала, гребенки». 3 балла за верный ответ.
12.5 Как Вы думаете, к каким долгосрочным последствиям для ительменов привела активная торговля с русскими купцами и казаками?
Ответ: Разрушение ительменской культуры, менее развитой, по сравнению с культурой русских. 3 балла за верный ответ.
Максимум за задание 16 баллов.
Максимум за работу 85 баллов.