Олимпиадные задания с решениями

Физическая культура 9-11 класс, школьный этап (I этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год

Содержание

  1. Инструкция по выполнению заданий
  2. Задания
  3. Практический тур «Гимнастика»
  4. Полоса препятствий (с элементами спортивных игр) для девочек и мальчиков

Инструкция по выполнению заданий

Содержание ↑

Вам предлагаются задания, соответствующие требованиям к уровню знаний учащихся общеобразовательных школ по предмету «Физическая культура».

Задания объединены в 3 группы:

I. Задания с выбором одного правильного ответа

Содержание ↑

При выполнении этих заданий необходимо выбрать единственно правильный вариант из предложенных. Среди вариантов могут встретиться частично правильные, не подходящие в качестве ответа. Правильным является только один – тот, который наиболее полно соответствует смыслу утверждения. Выбранный вариант отмечается зачёркиванием соответствующего квадрата в бланке работы: «а», «б», «в» или «г».

Внимательно читайте задания и предлагаемые варианты ответов. Старайтесь не угадывать, а логически обосновывать сделанный Вами выбор. Пропускайте незнакомые задания. Это позволит сэкономить время для выполнения других заданий. Впоследствии Вы сможете вернуться к пропущенному заданию.

Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 1 балл.

II. Задания, в которых необходимо завершить высказывание

Содержание ↑

При выполнении этого задания необходимо самостоятельно подобрать недостающие слова, чтобы получилось верное утверждение. Подобранные слова вписывайте в соответствующую графу бланка работы.

Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 2 балла.

III. Задания на установление соответствия между понятиями

Содержание ↑

Каждое верное утверждение этой группы оценивается в 0,5 балла.

Контролируйте время выполнения задания.

Полноценное выполнение третьей группы заданий может потребовать больше времени.

Время выполнения всех заданий – 45 минут.

Будьте внимательны, делая записи в бланке ответов. Исправления и подчистки оцениваются как неправильный ответ.

Желаем успеха!

Задания, ответы и критерии оценивания

Задания

I. Задания с выбором одного правильного ответа

Содержание ↑

  1. Где и когда проводились первые всемирные юношеские игры?
    • а) Барселона 1992 г.;
    • б) Москва 1998 г.;
    • в) Москва 1996 г.;
    • г) Лос-Анджелес 1984 г.
  1. Что означали состязания в «долиходроме» на Играх в Древней Греции?
    • а) пятиборье;
    • б) бег на одну стадию;
    • в) бег на выдержку (выносливость);
    • г) кулачный бой с борьбой.
  1. Где проводились зимние Всемирные военные игры 2017 года?
    • а) Рим, Италия;
    • б) Хайдарабад, Индия;
    • в) Анси, Франция;
    • г) Сочи, Россия.
  1. На каких соревнованиях в честь победителя играет не гимн страны, а Гаудеамус гимн студентов?
    • а) Всемирные юношеские игры;
    • б) Всемирная Универсиада;
    • в) Всемирные игры;
    • г) Всемирная спартакиада.
  1. Какой из методов используется для разучивания двигательного действия?
    • а) расчленённо-конструктивного упражнения;
    • б) игровой;
    • в) соревновательный;
    • г) равномерный.
  1. В какой из частей решаются задачи урока?
    • а) в подготовительной;
    • б) в основной;
    • в) в заключительной;
    • г) в каждой из частей.
  1. Как называется состояние человека, которому свойственно полное физическое, душевное и социальное благополучие?
    • а) физическое развитие;
    • б) физическая подготовленность;
    • в) физическое состояние;
    • г) здоровье.
  1. Какое наказание применяется к спортсмену, уличённому в употреблении допинга?
    • а) денежный штраф;
    • б) всеобщее порицание;
    • в) отстранение от участия публичных мероприятиях;
    • г) дисквалификация.
  1. Как называют совокупность приёмов механического и рефлекторного воздействия на ткани и органы?
    • а) массаж;
    • б) закаливание;
    • в) гигиена;
    • г) нагрузка.
  1. Какой из видов спорта относится к игровым?
    • а) фехтование;
    • б) скелетон;
    • в) водное поло;
    • г) шорт-трек.
  1. К какой форме организации занятий относится туристский поход?
    • а) соревновательная;
    • б) урочная;
    • в) крупная;
    • г) малая.
  1. Что представляет собой вводная гимнастика?
    • а) комплекс упражнений для ускорения врабатывания в какой-либо деятельности;
    • б) одну из составляющих подготовительной части урока;
    • в) чередование физических упражнений с водными процедурами;
    • г) синоним физкультминутки.
  1. Что относится к характеристикам физической нагрузки?
    • а) степень преодолеваемых при их выполнении трудностей;
    • б) утомление, возникающее в результате их выполнения;
    • в) сочетание объёма и интенсивности физических упражнений;
    • г) частота сердечных сокращений.
  1. К циклическим видам спорта относится
    • а) фехтование;
    • б) велоспорт;
    • в) вольная борьба;
    • г) гимнастика.
  1. Какой витамин вырабатывается организмом при воздействии ультрафиолета?
    • а) витамин А;
    • б) витамин В;
    • в) витамин С;
    • г) витамин D.

II. Задания, в которых необходимо завершить высказывание

Содержание ↑

Завершите определение, вписав соответствующее слово в бланк ответов.

  1. В каком году МОК принял решение о проведении зимних Олимпийских игр?
  2. В Олимпийском движении используется сокращение НОК, что оно обозначает?
  3. В каком году Игры Олимпиады во второй раз проводились на их исторической Родине – в Греции?
  4. Самый распространённый способ передвижения человека.
  5. Вид спорта, который включает конкур, фехтование, стрельбу, бег и плавание, называется __________________________.

III. Задания на установление соответствия между понятиями

Содержание ↑

  1. Установите соответствие между Олимпийскими играми и годами их проведения.
1.     ПхёнчханА. 2016
2.     Рио-де-ЖанейроБ. 2020
3.     СочиВ. 2012
4.     ТокиоГ. 2010
5.     ЛондонД. 2014
6.     ВанкуверЕ. 2018
  1. Установите соответствие между спортсменами и видами спорта.
1. Светлана ХоркинаА. хоккей
2. Ирина РоднинаБ. лёгкая атлетика
3. Вячеслав ФетисовВ. фигурное катание
4. Владимир КуцГ. тяжёлая атлетика
5. Юрий ВласовД. греко-римская борьба
6. Александр КарелинЕ. спортивная гимнастика
  1. Установите соответствие между методами физического воспитания.
1. объяснениеА. соревновательный метод
2. метод целостного упражненияБ. строго регламентированного упражнения для воспитания физических качеств
3. показВ. словесный метод
4. подвижные игрыГ. строго регламентированного упражнения для обучения двигательному действию
5. контрольная тренировкаД. наглядный метод
6. повторныйЕ. игровой метод
  1. Установите соответствие между двигательными способностями и средствами, их воспитывающими.
1.  способность сохранять равновесиеА. кросс
2. скоростно-силовые способностиБ. «ласточка»
3. гибкостьВ. старты
4. выносливостьГ. метание в цель
5. быстрота реакцииД. прыжки
6. точность движенийЕ. махи ногами
  1. Установите соответствие между положениями тела и их графическим изображением.
1. сед ноги врозьА.
2. основная стойкаБ.
3. стойка на коленяхВ.
4. стойка руки на поясГ.
5. сед угломД.
6. упор стоя согнувшисьЕ

Технология оценки качества выполнения теоретико-методических заданий

Содержание ↑

I. Задания в закрытой форме, т. е. с предложенными вариантами ответов (а, б, в, г) оцениваются в 1 балл, неправильно выполненное задание – 0 баллов.

II. Задания в открытой форме, т. е. без предложенных вариантов ответов. Правильное утверждение оценивается в 2 балла, неправильное – 0 баллов.

III. Задания на соотнесение понятий и определений (в дальнейшем задания «на соответствие») оцениваются по 0,5 балла за каждое верное утверждение, за каждое неверное утверждение – 0 баллов.

Рекомендуем в бланке ответов отмечать оценку каждого задания.

Итоговая оценка представляется суммой баллов оценки выполненных заданий.

Задания в закрытой форме – в сумме 15 баллов (15 вопросов).

Задания в открытой форме – в сумме 10 баллов (5 вопросов).

Задания на соответствие – в сумме 15 баллов (5 вопросов).

Максимально возможная сумма – всего 40 баллов.

Максимально возможное количество набранных баллов за теоретикометодическое задание – 20 баллов.

Итоги испытания оцениваются по формуле:

Xi = K·Ni/M, где

Хi – «зачётный» балл i-го участника;

К – максимально возможный зачётный балл в конкретном задании (по регламенту);

Ni – результат i-го участника в конкретном задании;

М – максимально возможный или лучший результат в конкретном задании.

Например, результат участника в теоретико-методическом задании составил 28 баллов (Ni = 28) из 40 максимально возможных (М = 40). Согласно настоящим критериям и методике оценивания максимально возможный зачётный балл по данному заданию составляет 20 баллов (К = 20). Подставляем в формулу значения Ni, К и М и получаем зачётный балл:

Xi = 20 · 28 / 40 = 14 баллов.

Ответы на теоретические задания

Содержание ↑

I. Задания с выбором одного правильного ответа.

№  

вопроса

Варианты ответов
«а»«б»«в»«г»
1б
2в
3г
4б
5а
6б
7г
8г
9а
10в
11в
12а
13в
14б
15г

 

II. Задания в открытой форме.

  1. 1925 г.
  2. Национальный олимпийский комитет
  3. 2004 г.
  4. ходьба
  5. современное пятиборье

III. Задание на установление соответствия между понятиями.

211 – Е, 2 – А, 3 – Д, 4 – Б, 5 – В, 6 – Г.
221 – Е, 2 – В, 3 – А, 4 – Б, 5 – Г, 6 – Д.
231 – В, 2 – Г, 3 – Д, 4 – Е, 5 – А, 6 – Б.
241 – Б, 2 – Д, 3 – Е, 4 – А, 5 – В, 6 – Г.
251 – Б, 2 – Е, 3 – А, 4 – Д, 5 – Г, 6 – В.

Практический тур «Гимнастика»

Содержание ↑

  1. Испытания девочек/девушек и мальчиков/юношей проводятся в виде выполнения обязательного акробатического упражнения.
  2. Участник имеет право на одну попытку, в которой он должен выполнить упражнение полностью.
  3. В случае изменения установленной последовательности элементов упражнение не оценивается, и участник получает 0,0 балла.
  4. Если участник не сумел выполнить какой-либо элемент, производится сбавка, равная его стоимости, указанной в таблицах 1–6.
  5. Выполняемое упражнение должно иметь чётко выраженные начало и окончание и должно выполняться без неоправданных пауз с фиксацией статических элементов, указанных как «держать», не менее двух секунд.
  6. Каждый судья суммирует сбавки за ошибки в технике выполнения элементов и соединений, указанные в таблице 7, вычитая их из 10,0 балла.
  7. Судьи оценивают качество выполнения упражнений в сравнении с идеально возможным вариантом, учитывая требования к технике и стилю их исполнения.
  8. Ошибки исполнения могут быть: мелкими – 0,1 балла; средними – 0,3 балла; грубыми – 0,5 балла.
  9. Выполнение упражнения оценивается судейской бригадой, состоящей из трёх человек. Судьи должны находиться друг от друга на расстоянии, не позволяющем обмениваться мнениями до выставления оценки.
  10. При выставлении оценки бóльшая и меньшая из оценок судей отбрасываются, а оставшаяся оценка идёт в зачёт. При этом расхождение между максимальной и минимальной оценками судей не должно быть более 1,0 балла, а расхождение между оценкой, идущей в зачёт, и ближней к ней не должно превышать 0,3 балла.
  11. Окончательная оценка выводится с точностью до 0,1 балла.
  12. Максимально возможная окончательная оценка – 10,0 балла.
  13. Упражнение должно выполняться на акробатической дорожке шириной не менее 1,5 метра и длиной не менее 12 метров.
  14. Внешний вид участников должен быть опрятным. Девочки/девушки могут быть одеты в купальники, комбинезоны или футболки с «лосинами», а мальчики/юноши – в гимнастические майки, трико или спортивные шорты с открытыми коленями. Футболки и майки не должны быть надеты поверх шорт или трико. Участники испытаний могут выполнять упражнения в носках, гимнастических тапочках (чешках) или босиком.

Таблица 1. Акробатическое упражнение, 9–11 классы (девушки)

Содержание ↑

№ п/пУпражнениеСтоимость
 И. п. – о. с.
1Шагом вперёд равновесие на правой (левой), руки в стороны («Ласточка»), держать и кувырок вперёд1,0
2Кувырок вперёд согнувшись в стойку ноги врозь с наклоном прогнувшись, руки в стороны – кувырок вперёд в стойку на лопатках, обозначить – стойка на лопатках без помощи рук, держать1,0 + 0,5 + 1,0
3Перекат вперёд в сед в группировке – сед углом руки в стороны, держать – лечь на спину руки вверх1,0
4Согнуть руки и ноги «мост», держать – поворот кругом в упор присев1,0
5Кувырок назад – кувырок назад в упор стоя согнувшись и выпрямиться в стойку, руки вверх1,0 + 1,5
6Махом одной, толчком другой переворот в сторону («колесо») и, приставляя ногу, поворот лицом в направлении движения1,0
7Прыжок вверх с поворотом на 180°1,0

 

Таблица 2. Акробатическое упражнение, 9–11 классы (юноши)

Содержание ↑

№ п/пУпражнениеСтоимость
 И. п. – о. с.
1Отставляя ногу в стойку ноги врозь с наклоном прогнувшись, руки в стороны, обозначить – кувырок вперёд в стойку на лопатках, обозначить – стойка на лопатках без помощи рук, держать – перекат вперёд в упор присев1,0 + 1,0
2Силой, сгибая ноги, стойка на голове и руках, держать – опуститься в упор присев2,0
3Кувырок назад в упор стоя согнувшись – кувырок назад согнувшись0,5 + 1,0
4Выпрямиться в стойку руки вверх и шагом вперёд равновесие на правой (левой), руки в стороны («Ласточка»), держать1,0
5Приставить ногу в стойку руки вверх и махом одной, толчком другой переворот в сторону («колесо»), приставляя ногу, поворот в направлении движения1,0
6Кувырок вперёд прыжком1,0
7Прыжок вверх с поворотом на 360°1,5

Основные сбавки за нарушения техники выполнения отдельных элементов

Содержание ↑

Ошибки исполненияСбавки
1Сильное, до неузнаваемости, искажение элемента– стоимость элемента
2Недостаточная высота полётной фазы прыжков, иска жение рабочей осанки, неточное положение туловища, сгибание и/или разведение рук и ног– до 0,5 балла
3Отсутствие слитности, неоправданные задержки между элементами– до 0,3 балла каждый раз
4Остановка при выполнении упражнения более семи секундУпражнение прекращается, и оценивается его выполненная часть
5Фиксация статического положения, указанного как «держать», менее двух секунд– стоимость элемента
6Ошибки приземления при завершении элемента или упражнения в целом:

– переступание и незначительное смещение шагом

– широкий шаг или прыжок

– касание пола одной рукой, падение

– 0,1 балла

– 0,3 балла

– 0,5 балла

7Выход за пределы акробатической дорожки– 0,5 балла
8Отсутствие чётко выраженного начала или окончания упражнения– 0,3 балла
9Повторное выполнение упражнения после неудачного начала– 0,5 балла
10Нарушение требований к спортивной форме– 0,5 балла

 

Технология оценки качества выполнения заданий по гимнастике

Содержание ↑

Максимально возможное количество набранных баллов за испытание по гимнастике – 40.

Итоги испытания оцениваются по формуле:

Xi = K·Ni/M, где

Хi – зачётный балл i-го участника;

К – максимально возможный зачётный балл в конкретном задании (по регламенту);

Ni – результат i-го участника в конкретном задании;

М – максимально возможный или лучший результат в конкретном задании.

Например, результат участника составил 7 баллов (Ni = 7) из 10 максимально возможных (М = 10). Согласно настоящим критериям и методике оценивания максимально возможный зачётный балл по данному заданию составляет 40 баллов (К = 40). Подставляем в формулу значения Ni, К и М и получаем зачётный балл:

Хi = 40 · 7 / 10 = 28 баллов.

Полоса препятствий (с элементами спортивных игр) для девочек и мальчиков 9-11 классы

Содержание ↑

Задания выполняются поточно в представленной ниже последовательности и схеме.

Старт участника в испытании производится по сигналу (команде) судьи.

Методические указания к выполнению испытания:

Содержание ↑

  1. Линия старта каждого из заданий отмечена специальной разметкой (конусами) и расположена на расстоянии не менее 1 м от стены зала.
  2. Для проведения испытания участники распределяются по потокам (до 15 человек) в соответствии с личным стартовым номером. Перед началом испытания участник называет фамилию, имя, стартовый номер.
  3. Все участники одного потока должны находиться в специально отведённом для них месте, их поведение не должно мешать другим участникам.
  4. Места проведения заданий располагаются последовательно, по периметру спортивного зала (рекомендуется спортивный зал 24 × 12 метров), на безопасном расстоянии от стены (см. примерную схему, рисунки 1–3).
  5. Прохождение испытания оценивается судейской бригадой не менее чем из 3 (трёх) человек. Один из судей на задании располагается в зоне старта/финиша, даёт команду «Марш!»/свисток и фиксирует время прохождения. Другие судьи располагаются в зоне прохождения испытаний и оценивают качество их выполнения. Рекомендуется, чтобы один из судей (или помощник) находился на лицевой линии баскетбольной площадки и следил за безопасностью участников в зоне выполнения испытаний.
  6. Основой для разметки комплексного испытания является разметка баскетбольной площадки.

Методика оценки испытаний

Содержание ↑

  1. Результатом выполнения испытания является время (в секундах, с точностью до десятых долей секунды), включая «штрафные» секунды. Секундомер включается по команде («Марш!»/свисток).
  2. Чем меньше времени затрачено на выполнение испытаний, тем выше итоговый результат.
  3. Невыполнение одного из заданий – штраф «плюс 15 секунд» от итогового результата.
  4. Если участник уходит с площадки, не окончив испытание (по неуважительной причине), – он снимается с конкурсного испытания.

Инвентарь и оборудование

Содержание ↑

Баскетбольная площадка со специальной разметкой и оборудованием для выполнения конкурсных испытаний.

Баскетбольная площадка со специальной разметкой и оборудованием для выполнения конкурсных испытаний для 9-11 классов

Вокруг площадки должна иметься зона безопасности шириной не менее 1 м, полностью свободная от посторонних предметов.

Оборудование:

  1. конусы – 21 шт.;
  2. высокие стойки (конусы) – 5 шт.;
  3. секундомер – 2 шт.;
  4. свисток – 1 шт.;
  5. 3 баскетбольных мяча (размер 6 для участников 5–8 классов и девушек 9– 11 классов, размер 7 для юношей 9–11 классов);
  6. 1 волейбольный мяч;
  7. 1 футбольный мяч;
  8. измерительная рулетка;
  9. баскетбольный щит с кольцом;
  10. футбольные ворота 2 × 3 метра;
  11. 3 теннисных мяча;
  12. гимнастические обручи (d = 90 см) – 5 шт.

Технология оценки качества выполнения заданий испытания «Полоса препятствий

Содержание ↑

Максимально возможное количество «зачётных» баллов за испытание «Полоса препятствий» – 40 баллов.

Расчёт зачётных баллов участника в испытании производится по формуле:

Xi = K · M/Ni, где

Хi – зачётный балл i-го участника;

К – максимально возможный зачётный балл в испытании (по регламенту);

Ni – результат i-го участника в испытании;

М – лучший результат в испытании.

Лучший результат в испытании в абсолютном значении меньше результата любого другого участника.

Например, при Ni = 170,7 сек. (личный результат участника), М = 139,0 сек. (наилучший результат из показанных в испытании) и К = 40 (установлен предметной комиссией) получаем:

Хi = 40 · 139,0 / 170,7, Хi = 32,6

Зачётные баллы определяются с точностью до десятых долей.

Все участники ранжируются по местам в соответствии с полученной суммой баллов за испытание.

Итоги школьного этапа олимпиады подводятся в общем зачёте по данному месту проведения практического тура олимпиады среди участников соответствующего пола и класса. «Технические» результаты по всем испытаниям вносятся в единую городскую информационную систему.

Содержание ↑

№ п/пСодержание упражненийТребования к выполнениюОборудование указания и методическиеМетодика оценки
1Перевод баскетбольного мяча с руки на руку под ногойУчастник находится на линии старта. По сигналу судьи участник берёт в руки баскетбольный мяч, лежащий на стартовой линии, и выполняет перевод с руки на руку под ногой. После выполнения упражнения участник с ведением мяча отправляется к следующему заданию и без остановки начинает его выполнение. Юноши и девушки – 10 повторений.Ограничительная зона

– трехсекундная зона площадки. Линия старта задания №1

– линия штрафного броска. Баскетбольный мяч лежит на линии старта.

Добавляется 3 секунды за: – каждый заступ/выход за ограничительную зону во время выполнения переводов мяча; — каждую задержку мяча вследствие непродолжительного его захвата кистью снизу.

– каждое нарушение правил (пробежку, перемещение с мячом в руках, двойное ведение мяча).

2Бросок баскетбольного мяча в кольцоУчастник последовательно выполняет три штрафных броска. После выполнения задания участник без остановки переходит к выполнению следующего задания.После первого и второго броска участник самостоятельно подби рает мяч и перемещается с веде нием для выполнения последую щих бросков, после третьего броска мяч подбирает судья. Техника ведения баскетбольного мяча между бросками оценивается судьями.Добавляется 3 секунды за:

– непопадание в кольцо; — заступ за штрафную линию во время выполнения штрафного броска;

– каждое нарушение правил (пробежку, перемещение с мячом в руках, двойное ведение мяча)

3Ведение футбольного мяча и удар по футбольным воротамЗакончив выполнение предыдущего задания, участник перемещается к линии старта задания № 3 и начинает ведение футбольного мяча «змейкой» между конусами, установ ленными на равном (2–3 метра) расстоянии друг от друга (без учёта техники ведения – любой стороной стопы, носком) После обводки последнего конуса участник выполняет удар мячом любой ногой по воротам с расстояния 7 метров от линии удара, обозначенной 2 конусами, и переме щается к линии старта задания № 4. Засчи тывается любое попадание мячом в ворота (верхом, низом).Старт задания обозначен конусами на расстоянии не менее 2 метров от боковой линии. Футбольный мяч расположен на линии старта. Размер футбольных ворот 2 × 3 метра.

Допускается имитация ворот соответствующего размера на стене спортивного зала. Мяч после удара подбирает судья.

Добавляется 3 секунды за:

— каждое перешагивание через конус,

– нахождение мяча и участника с разных сторон от конуса,

– непопадание мячом в ворота.

4Прыжки на двух ногах с продвиже нием вперёдУчастник, подбегает к конусам, обозна чающим старт задания № 4, и выполняет прыжки вперёд на двух ногах по дорожке из обручей, выложенных в линию на полу друг за другом, выполняя внутри каждого обруча два прыжка с разворотом на 180 градусов по часовой и против часовой стрелки. После завершения задания участник бежит к линии задания № 5.Четыре конуса, обозначающие линии старта и финиша, пять гимнастических обручей (диаметр 90 см.) Допускается замена обручей разметкой на полу соответствующего размера.Добавляется 3 секунды за:

– приземление за пределами обруча;

– начало выполнения прыжка (отталкивание) с одной ноги;

– каждый невыполненный прыжок;

– каждый подскок или шаг вперёд перед прыжком.

5Передачи волей больного мяча двумя руками снизу над собойУчастник берёт волейбольный мяч, лежащий на стартовой линии обозначенной конусами зоны, представляющей собой квадрат, и выполняет 10 передач мяча двумя руками снизу. Высота передачи мяча – не менее 1,0– 1,5 м. После выполнения задания участник ловит мяч и фиксирует его на полу на финишной линии.4 конуса, обозначающие ограни чительную зону (квадрат 3 × 3 метра), измерительная рулетка, мел. Во время выполнения задания участник может перемещаться в обозначенной зоне, не выходя за её пределы. Если участник во время выпол нения задания уронил мяч, он должен его поднять и продолжить выполнение упражнения. Судья вслух считает удачные попытки. Секундомер выключается в мо мент фиксации мяча на линии.Добавляется 3 секунды за:

– каждую потерю мяча (в том числе при ловле после окончания выполнения передач);

– каждый выход из обозна ченной зоны;

– каждую передачу менее 1 метра высотой.

Содержание ↑

Рекомендуем ознакомиться: