Содержание
- Инструкция по выполнению заданий
- Задания
- Практический тур «Гимнастика»
- Полоса препятствий (с элементами спортивных игр) для девочек и мальчиков
Инструкция по выполнению заданий
Вам предлагаются задания, соответствующие требованиям к уровню знаний учащихся общеобразовательных школ по предмету «Физическая культура».
Задания объединены в 3 группы:
I. Задания с выбором одного правильного ответа
При выполнении этих заданий необходимо выбрать единственно правильный вариант из предложенных. Среди вариантов могут встретиться частично правильные, не подходящие в качестве ответа. Правильным является только один – тот, который наиболее полно соответствует смыслу утверждения. Выбранный вариант отмечается зачёркиванием соответствующего квадрата в бланке работы: «а», «б», «в» или «г».
Внимательно читайте задания и предлагаемые варианты ответов. Старайтесь не угадывать, а логически обосновывать сделанный Вами выбор. Пропускайте незнакомые задания. Это позволит сэкономить время для выполнения других заданий. Впоследствии Вы сможете вернуться к пропущенному заданию.
Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 1 балл.
II. Задания, в которых необходимо завершить высказывание
При выполнении этого задания необходимо самостоятельно подобрать недостающие слова, чтобы получилось верное утверждение. Подобранные слова вписывайте в соответствующую графу бланка работы.
Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 2 балла.
III. Задания на установление соответствия между понятиями
Каждое верное утверждение этой группы оценивается в 0,5 балла.
Контролируйте время выполнения задания.
Полноценное выполнение третьей группы заданий может потребовать больше времени.
Время выполнения всех заданий – 45 минут.
Будьте внимательны, делая записи в бланке ответов. Исправления и подчистки оцениваются как неправильный ответ.
Желаем успеха!
Задания, ответы и критерии оценивания
Задания
I. Задания с выбором одного правильного ответа
- Где и когда проводились первые всемирные юношеские игры?
- а) Барселона 1992 г.;
- б) Москва 1998 г.;
- в) Москва 1996 г.;
- г) Лос-Анджелес 1984 г.
- Что означали состязания в «долиходроме» на Играх в Древней Греции?
- а) пятиборье;
- б) бег на одну стадию;
- в) бег на выдержку (выносливость);
- г) кулачный бой с борьбой.
- Где проводились зимние Всемирные военные игры 2017 года?
- а) Рим, Италия;
- б) Хайдарабад, Индия;
- в) Анси, Франция;
- г) Сочи, Россия.
- На каких соревнованиях в честь победителя играет не гимн страны, а Гаудеамус – гимн студентов?
- а) Всемирные юношеские игры;
- б) Всемирная Универсиада;
- в) Всемирные игры;
- г) Всемирная спартакиада.
- Какой из методов используется для разучивания двигательного действия?
- а) расчленённо-конструктивного упражнения;
- б) игровой;
- в) соревновательный;
- г) равномерный.
- В какой из частей решаются задачи урока?
- а) в подготовительной;
- б) в основной;
- в) в заключительной;
- г) в каждой из частей.
- Как называется состояние человека, которому свойственно полное физическое, душевное и социальное благополучие?
- а) физическое развитие;
- б) физическая подготовленность;
- в) физическое состояние;
- г) здоровье.
- Какое наказание применяется к спортсмену, уличённому в употреблении допинга?
- а) денежный штраф;
- б) всеобщее порицание;
- в) отстранение от участия публичных мероприятиях;
- г) дисквалификация.
- Как называют совокупность приёмов механического и рефлекторного воздействия на ткани и органы?
- а) массаж;
- б) закаливание;
- в) гигиена;
- г) нагрузка.
- Какой из видов спорта относится к игровым?
- а) фехтование;
- б) скелетон;
- в) водное поло;
- г) шорт-трек.
- К какой форме организации занятий относится туристский поход?
- а) соревновательная;
- б) урочная;
- в) крупная;
- г) малая.
- Что представляет собой вводная гимнастика?
- а) комплекс упражнений для ускорения врабатывания в какой-либо деятельности;
- б) одну из составляющих подготовительной части урока;
- в) чередование физических упражнений с водными процедурами;
- г) синоним физкультминутки.
- Что относится к характеристикам физической нагрузки?
- а) степень преодолеваемых при их выполнении трудностей;
- б) утомление, возникающее в результате их выполнения;
- в) сочетание объёма и интенсивности физических упражнений;
- г) частота сердечных сокращений.
- К циклическим видам спорта относится…
- а) фехтование;
- б) велоспорт;
- в) вольная борьба;
- г) гимнастика.
- Какой витамин вырабатывается организмом при воздействии ультрафиолета?
- а) витамин А;
- б) витамин В;
- в) витамин С;
- г) витамин D.
II. Задания, в которых необходимо завершить высказывание
Завершите определение, вписав соответствующее слово в бланк ответов.
- В каком году МОК принял решение о проведении зимних Олимпийских игр?
- В Олимпийском движении используется сокращение НОК, что оно обозначает?
- В каком году Игры Олимпиады во второй раз проводились на их исторической Родине – в Греции?
- Самый распространённый способ передвижения человека.
- Вид спорта, который включает конкур, фехтование, стрельбу, бег и плавание, называется __________________________.
III. Задания на установление соответствия между понятиями
- Установите соответствие между Олимпийскими играми и годами их проведения.
1. Пхёнчхан | А. 2016 |
2. Рио-де-Жанейро | Б. 2020 |
3. Сочи | В. 2012 |
4. Токио | Г. 2010 |
5. Лондон | Д. 2014 |
6. Ванкувер | Е. 2018 |
- Установите соответствие между спортсменами и видами спорта.
1. Светлана Хоркина | А. хоккей |
2. Ирина Роднина | Б. лёгкая атлетика |
3. Вячеслав Фетисов | В. фигурное катание |
4. Владимир Куц | Г. тяжёлая атлетика |
5. Юрий Власов | Д. греко-римская борьба |
6. Александр Карелин | Е. спортивная гимнастика |
- Установите соответствие между методами физического воспитания.
1. объяснение | А. соревновательный метод |
2. метод целостного упражнения | Б. строго регламентированного упражнения для воспитания физических качеств |
3. показ | В. словесный метод |
4. подвижные игры | Г. строго регламентированного упражнения для обучения двигательному действию |
5. контрольная тренировка | Д. наглядный метод |
6. повторный | Е. игровой метод |
- Установите соответствие между двигательными способностями и средствами, их воспитывающими.
1. способность сохранять равновесие | А. кросс |
2. скоростно-силовые способности | Б. «ласточка» |
3. гибкость | В. старты |
4. выносливость | Г. метание в цель |
5. быстрота реакции | Д. прыжки |
6. точность движений | Е. махи ногами |
- Установите соответствие между положениями тела и их графическим изображением.
1. сед ноги врозь | А. |
2. основная стойка | Б. |
3. стойка на коленях | В. |
4. стойка руки на пояс | Г. |
5. сед углом | Д. |
6. упор стоя согнувшись | Е |
Технология оценки качества выполнения теоретико-методических заданий
I. Задания в закрытой форме, т. е. с предложенными вариантами ответов (а, б, в, г) оцениваются в 1 балл, неправильно выполненное задание – 0 баллов.
II. Задания в открытой форме, т. е. без предложенных вариантов ответов. Правильное утверждение оценивается в 2 балла, неправильное – 0 баллов.
III. Задания на соотнесение понятий и определений (в дальнейшем задания «на соответствие») оцениваются по 0,5 балла за каждое верное утверждение, за каждое неверное утверждение – 0 баллов.
Рекомендуем в бланке ответов отмечать оценку каждого задания.
Итоговая оценка представляется суммой баллов оценки выполненных заданий.
Задания в закрытой форме – в сумме 15 баллов (15 вопросов).
Задания в открытой форме – в сумме 10 баллов (5 вопросов).
Задания на соответствие – в сумме 15 баллов (5 вопросов).
Максимально возможная сумма – всего 40 баллов.
Максимально возможное количество набранных баллов за теоретикометодическое задание – 20 баллов.
Итоги испытания оцениваются по формуле:
Xi = K·Ni/M, где
Хi – «зачётный» балл i-го участника;
К – максимально возможный зачётный балл в конкретном задании (по регламенту);
Ni – результат i-го участника в конкретном задании;
М – максимально возможный или лучший результат в конкретном задании.
Например, результат участника в теоретико-методическом задании составил 28 баллов (Ni = 28) из 40 максимально возможных (М = 40). Согласно настоящим критериям и методике оценивания максимально возможный зачётный балл по данному заданию составляет 20 баллов (К = 20). Подставляем в формулу значения Ni, К и М и получаем зачётный балл:
Xi = 20 · 28 / 40 = 14 баллов.
Ответы на теоретические задания
I. Задания с выбором одного правильного ответа.
№ вопроса | Варианты ответов | |||
«а» | «б» | «в» | «г» | |
1 | б | |||
2 | в | |||
3 | г | |||
4 | б | |||
5 | а | |||
6 | б | |||
7 | г | |||
8 | г | |||
9 | а | |||
10 | в | |||
11 | в | |||
12 | а | |||
13 | в | |||
14 | б | |||
15 | г |
II. Задания в открытой форме.
- 1925 г.
- Национальный олимпийский комитет
- 2004 г.
- ходьба
- современное пятиборье
III. Задание на установление соответствия между понятиями.
21 | 1 – Е, 2 – А, 3 – Д, 4 – Б, 5 – В, 6 – Г. |
22 | 1 – Е, 2 – В, 3 – А, 4 – Б, 5 – Г, 6 – Д. |
23 | 1 – В, 2 – Г, 3 – Д, 4 – Е, 5 – А, 6 – Б. |
24 | 1 – Б, 2 – Д, 3 – Е, 4 – А, 5 – В, 6 – Г. |
25 | 1 – Б, 2 – Е, 3 – А, 4 – Д, 5 – Г, 6 – В. |
Практический тур «Гимнастика»
- Испытания девочек/девушек и мальчиков/юношей проводятся в виде выполнения обязательного акробатического упражнения.
- Участник имеет право на одну попытку, в которой он должен выполнить упражнение полностью.
- В случае изменения установленной последовательности элементов упражнение не оценивается, и участник получает 0,0 балла.
- Если участник не сумел выполнить какой-либо элемент, производится сбавка, равная его стоимости, указанной в таблицах 1–6.
- Выполняемое упражнение должно иметь чётко выраженные начало и окончание и должно выполняться без неоправданных пауз с фиксацией статических элементов, указанных как «держать», не менее двух секунд.
- Каждый судья суммирует сбавки за ошибки в технике выполнения элементов и соединений, указанные в таблице 7, вычитая их из 10,0 балла.
- Судьи оценивают качество выполнения упражнений в сравнении с идеально возможным вариантом, учитывая требования к технике и стилю их исполнения.
- Ошибки исполнения могут быть: мелкими – 0,1 балла; средними – 0,3 балла; грубыми – 0,5 балла.
- Выполнение упражнения оценивается судейской бригадой, состоящей из трёх человек. Судьи должны находиться друг от друга на расстоянии, не позволяющем обмениваться мнениями до выставления оценки.
- При выставлении оценки бóльшая и меньшая из оценок судей отбрасываются, а оставшаяся оценка идёт в зачёт. При этом расхождение между максимальной и минимальной оценками судей не должно быть более 1,0 балла, а расхождение между оценкой, идущей в зачёт, и ближней к ней не должно превышать 0,3 балла.
- Окончательная оценка выводится с точностью до 0,1 балла.
- Максимально возможная окончательная оценка – 10,0 балла.
- Упражнение должно выполняться на акробатической дорожке шириной не менее 1,5 метра и длиной не менее 12 метров.
- Внешний вид участников должен быть опрятным. Девочки/девушки могут быть одеты в купальники, комбинезоны или футболки с «лосинами», а мальчики/юноши – в гимнастические майки, трико или спортивные шорты с открытыми коленями. Футболки и майки не должны быть надеты поверх шорт или трико. Участники испытаний могут выполнять упражнения в носках, гимнастических тапочках (чешках) или босиком.
Таблица 1. Акробатическое упражнение, 9–11 классы (девушки)
№ п/п | Упражнение | Стоимость |
И. п. – о. с. | ||
1 | Шагом вперёд равновесие на правой (левой), руки в стороны («Ласточка»), держать и кувырок вперёд | 1,0 |
2 | Кувырок вперёд согнувшись в стойку ноги врозь с наклоном прогнувшись, руки в стороны – кувырок вперёд в стойку на лопатках, обозначить – стойка на лопатках без помощи рук, держать | 1,0 + 0,5 + 1,0 |
3 | Перекат вперёд в сед в группировке – сед углом руки в стороны, держать – лечь на спину руки вверх | 1,0 |
4 | Согнуть руки и ноги «мост», держать – поворот кругом в упор присев | 1,0 |
5 | Кувырок назад – кувырок назад в упор стоя согнувшись и выпрямиться в стойку, руки вверх | 1,0 + 1,5 |
6 | Махом одной, толчком другой переворот в сторону («колесо») и, приставляя ногу, поворот лицом в направлении движения | 1,0 |
7 | Прыжок вверх с поворотом на 180° | 1,0 |
Таблица 2. Акробатическое упражнение, 9–11 классы (юноши)
№ п/п | Упражнение | Стоимость |
И. п. – о. с. | ||
1 | Отставляя ногу в стойку ноги врозь с наклоном прогнувшись, руки в стороны, обозначить – кувырок вперёд в стойку на лопатках, обозначить – стойка на лопатках без помощи рук, держать – перекат вперёд в упор присев | 1,0 + 1,0 |
2 | Силой, сгибая ноги, стойка на голове и руках, держать – опуститься в упор присев | 2,0 |
3 | Кувырок назад в упор стоя согнувшись – кувырок назад согнувшись | 0,5 + 1,0 |
4 | Выпрямиться в стойку руки вверх и шагом вперёд равновесие на правой (левой), руки в стороны («Ласточка»), держать | 1,0 |
5 | Приставить ногу в стойку руки вверх и махом одной, толчком другой переворот в сторону («колесо»), приставляя ногу, поворот в направлении движения | 1,0 |
6 | Кувырок вперёд прыжком | 1,0 |
7 | Прыжок вверх с поворотом на 360° | 1,5 |
Основные сбавки за нарушения техники выполнения отдельных элементов
№ | Ошибки исполнения | Сбавки |
1 | Сильное, до неузнаваемости, искажение элемента | – стоимость элемента |
2 | Недостаточная высота полётной фазы прыжков, иска жение рабочей осанки, неточное положение туловища, сгибание и/или разведение рук и ног | – до 0,5 балла |
3 | Отсутствие слитности, неоправданные задержки между элементами | – до 0,3 балла каждый раз |
4 | Остановка при выполнении упражнения более семи секунд | Упражнение прекращается, и оценивается его выполненная часть |
5 | Фиксация статического положения, указанного как «держать», менее двух секунд | – стоимость элемента |
6 | Ошибки приземления при завершении элемента или упражнения в целом: – переступание и незначительное смещение шагом – широкий шаг или прыжок – касание пола одной рукой, падение | – 0,1 балла – 0,3 балла – 0,5 балла |
7 | Выход за пределы акробатической дорожки | – 0,5 балла |
8 | Отсутствие чётко выраженного начала или окончания упражнения | – 0,3 балла |
9 | Повторное выполнение упражнения после неудачного начала | – 0,5 балла |
10 | Нарушение требований к спортивной форме | – 0,5 балла |
Технология оценки качества выполнения заданий по гимнастике
Максимально возможное количество набранных баллов за испытание по гимнастике – 40.
Итоги испытания оцениваются по формуле:
Xi = K·Ni/M, где
Хi – зачётный балл i-го участника;
К – максимально возможный зачётный балл в конкретном задании (по регламенту);
Ni – результат i-го участника в конкретном задании;
М – максимально возможный или лучший результат в конкретном задании.
Например, результат участника составил 7 баллов (Ni = 7) из 10 максимально возможных (М = 10). Согласно настоящим критериям и методике оценивания максимально возможный зачётный балл по данному заданию составляет 40 баллов (К = 40). Подставляем в формулу значения Ni, К и М и получаем зачётный балл:
Хi = 40 · 7 / 10 = 28 баллов.
Полоса препятствий (с элементами спортивных игр) для девочек и мальчиков 9-11 классы
Задания выполняются поточно в представленной ниже последовательности и схеме.
Старт участника в испытании производится по сигналу (команде) судьи.
Методические указания к выполнению испытания:
- Линия старта каждого из заданий отмечена специальной разметкой (конусами) и расположена на расстоянии не менее 1 м от стены зала.
- Для проведения испытания участники распределяются по потокам (до 15 человек) в соответствии с личным стартовым номером. Перед началом испытания участник называет фамилию, имя, стартовый номер.
- Все участники одного потока должны находиться в специально отведённом для них месте, их поведение не должно мешать другим участникам.
- Места проведения заданий располагаются последовательно, по периметру спортивного зала (рекомендуется спортивный зал 24 × 12 метров), на безопасном расстоянии от стены (см. примерную схему, рисунки 1–3).
- Прохождение испытания оценивается судейской бригадой не менее чем из 3 (трёх) человек. Один из судей на задании располагается в зоне старта/финиша, даёт команду «Марш!»/свисток и фиксирует время прохождения. Другие судьи располагаются в зоне прохождения испытаний и оценивают качество их выполнения. Рекомендуется, чтобы один из судей (или помощник) находился на лицевой линии баскетбольной площадки и следил за безопасностью участников в зоне выполнения испытаний.
- Основой для разметки комплексного испытания является разметка баскетбольной площадки.
Методика оценки испытаний
- Результатом выполнения испытания является время (в секундах, с точностью до десятых долей секунды), включая «штрафные» секунды. Секундомер включается по команде («Марш!»/свисток).
- Чем меньше времени затрачено на выполнение испытаний, тем выше итоговый результат.
- Невыполнение одного из заданий – штраф «плюс 15 секунд» от итогового результата.
- Если участник уходит с площадки, не окончив испытание (по неуважительной причине), – он снимается с конкурсного испытания.
Инвентарь и оборудование
Баскетбольная площадка со специальной разметкой и оборудованием для выполнения конкурсных испытаний.
Вокруг площадки должна иметься зона безопасности шириной не менее 1 м, полностью свободная от посторонних предметов.
Оборудование:
- конусы – 21 шт.;
- высокие стойки (конусы) – 5 шт.;
- секундомер – 2 шт.;
- свисток – 1 шт.;
- 3 баскетбольных мяча (размер 6 для участников 5–8 классов и девушек 9– 11 классов, размер 7 для юношей 9–11 классов);
- 1 волейбольный мяч;
- 1 футбольный мяч;
- измерительная рулетка;
- баскетбольный щит с кольцом;
- футбольные ворота 2 × 3 метра;
- 3 теннисных мяча;
- гимнастические обручи (d = 90 см) – 5 шт.
Технология оценки качества выполнения заданий испытания «Полоса препятствий
Максимально возможное количество «зачётных» баллов за испытание «Полоса препятствий» – 40 баллов.
Расчёт зачётных баллов участника в испытании производится по формуле:
Xi = K · M/Ni, где
Хi – зачётный балл i-го участника;
К – максимально возможный зачётный балл в испытании (по регламенту);
Ni – результат i-го участника в испытании;
М – лучший результат в испытании.
Лучший результат в испытании в абсолютном значении меньше результата любого другого участника.
Например, при Ni = 170,7 сек. (личный результат участника), М = 139,0 сек. (наилучший результат из показанных в испытании) и К = 40 (установлен предметной комиссией) получаем:
Хi = 40 · 139,0 / 170,7, Хi = 32,6
Зачётные баллы определяются с точностью до десятых долей.
Все участники ранжируются по местам в соответствии с полученной суммой баллов за испытание.
Итоги школьного этапа олимпиады подводятся в общем зачёте по данному месту проведения практического тура олимпиады среди участников соответствующего пола и класса. «Технические» результаты по всем испытаниям вносятся в единую городскую информационную систему.
№ п/п | Содержание упражнений | Требования к выполнению | Оборудование указания и методические | Методика оценки |
1 | Перевод баскетбольного мяча с руки на руку под ногой | Участник находится на линии старта. По сигналу судьи участник берёт в руки баскетбольный мяч, лежащий на стартовой линии, и выполняет перевод с руки на руку под ногой. После выполнения упражнения участник с ведением мяча отправляется к следующему заданию и без остановки начинает его выполнение. Юноши и девушки – 10 повторений. | Ограничительная зона – трехсекундная зона площадки. Линия старта задания №1 – линия штрафного броска. Баскетбольный мяч лежит на линии старта. | Добавляется 3 секунды за: – каждый заступ/выход за ограничительную зону во время выполнения переводов мяча; — каждую задержку мяча вследствие непродолжительного его захвата кистью снизу. – каждое нарушение правил (пробежку, перемещение с мячом в руках, двойное ведение мяча). |
2 | Бросок баскетбольного мяча в кольцо | Участник последовательно выполняет три штрафных броска. После выполнения задания участник без остановки переходит к выполнению следующего задания. | После первого и второго броска участник самостоятельно подби рает мяч и перемещается с веде нием для выполнения последую щих бросков, после третьего броска мяч подбирает судья. Техника ведения баскетбольного мяча между бросками оценивается судьями. | Добавляется 3 секунды за: – непопадание в кольцо; — заступ за штрафную линию во время выполнения штрафного броска; – каждое нарушение правил (пробежку, перемещение с мячом в руках, двойное ведение мяча) |
3 | Ведение футбольного мяча и удар по футбольным воротам | Закончив выполнение предыдущего задания, участник перемещается к линии старта задания № 3 и начинает ведение футбольного мяча «змейкой» между конусами, установ ленными на равном (2–3 метра) расстоянии друг от друга (без учёта техники ведения – любой стороной стопы, носком) После обводки последнего конуса участник выполняет удар мячом любой ногой по воротам с расстояния 7 метров от линии удара, обозначенной 2 конусами, и переме щается к линии старта задания № 4. Засчи тывается любое попадание мячом в ворота (верхом, низом). | Старт задания обозначен конусами на расстоянии не менее 2 метров от боковой линии. Футбольный мяч расположен на линии старта. Размер футбольных ворот 2 × 3 метра. Допускается имитация ворот соответствующего размера на стене спортивного зала. Мяч после удара подбирает судья. | Добавляется 3 секунды за: — каждое перешагивание через конус, – нахождение мяча и участника с разных сторон от конуса, – непопадание мячом в ворота. |
4 | Прыжки на двух ногах с продвиже нием вперёд | Участник, подбегает к конусам, обозна чающим старт задания № 4, и выполняет прыжки вперёд на двух ногах по дорожке из обручей, выложенных в линию на полу друг за другом, выполняя внутри каждого обруча два прыжка с разворотом на 180 градусов по часовой и против часовой стрелки. После завершения задания участник бежит к линии задания № 5. | Четыре конуса, обозначающие линии старта и финиша, пять гимнастических обручей (диаметр 90 см.) Допускается замена обручей разметкой на полу соответствующего размера. | Добавляется 3 секунды за: – приземление за пределами обруча; – начало выполнения прыжка (отталкивание) с одной ноги; – каждый невыполненный прыжок; – каждый подскок или шаг вперёд перед прыжком. |
5 | Передачи волей больного мяча двумя руками снизу над собой | Участник берёт волейбольный мяч, лежащий на стартовой линии обозначенной конусами зоны, представляющей собой квадрат, и выполняет 10 передач мяча двумя руками снизу. Высота передачи мяча – не менее 1,0– 1,5 м. После выполнения задания участник ловит мяч и фиксирует его на полу на финишной линии. | 4 конуса, обозначающие ограни чительную зону (квадрат 3 × 3 метра), измерительная рулетка, мел. Во время выполнения задания участник может перемещаться в обозначенной зоне, не выходя за её пределы. Если участник во время выпол нения задания уронил мяч, он должен его поднять и продолжить выполнение упражнения. Судья вслух считает удачные попытки. Секундомер выключается в мо мент фиксации мяча на линии. | Добавляется 3 секунды за: – каждую потерю мяча (в том числе при ловле после окончания выполнения передач); – каждый выход из обозна ченной зоны; – каждую передачу менее 1 метра высотой. |