Задание 1. «БИБЛИОТЕКАРЬ» [10 баллов]
Отберите из представленных произведений только те пять, которые подходят под определение «приключенческий роман». Выпишите их номера, укажите авторов. Затем по возможности укажите авторов остальных произведений.
- «Дети капитана Гранта»
- «В дурном обществе» («Дети подземелья»)
- «Детские годы Багрова-внука»
- «Детство»
- «Граф Монте-Кристо»
- «Тарас Бульба»
- «Чучело»
- «Два капитана»
- «Белый клык»
- «Над пропастью во ржи»
- «Алые паруса»
- «Айвенго»
- «Выстрел»
- «Золотой жук»
- «Одиссея капитана Блада»
Ответ
Приключенческие романы: № 1, 5, 8, 12, 15.
- «Дети капитана Гранта» (Жюль Верн)
- «Граф Монте-Кристо» (Александр Дюма)
- «Два капитана» (В.А. Каверин)
- «Айвенго» (Вальтер Скотт)
- «Одиссея капитана Блада» (Рафаэль Сабатини)
За верно определённые номера – по 0,5 балла (всего 2,5 балла).
За верно определённых авторов произведений – по 0,5 балла (всего 2,5 балла).
Если произведение не отнесено или неверно отнесено к жанру приключенческого романа, но автор указан верно – 0,5 балла за позицию.
Остальные произведения и авторы:
- «Детские годы Багрова-внука» (С.Т. Аксаков)
- «Дети подземелья» («В дурном обществе») (В.Г. Короленко)
- «Тарас Бульба» (Н.В. Гоголь)
- «Алые паруса» (А.С. Грин)
- «Чучело» (В.К. Железников)
- «Белый клык» (Джек Лондон)
- «Золотой жук» (Эдгар По)
- «Выстрел» (А.С. Пушкин)
- «Над пропастью во ржи» (Джером Сэлинджер)
- «Детство» (Л.Н. Толстой или Максим Горький)
За верно определённых авторов – по 0,5 балла (всего 5 баллов).
Задание 2. «ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» [20 баллов]
Перед Вами фрагмент художественного произведения, содержащий описание некоего места. Представьте себе людей, населяющих это пространство (комнату, квартиру, дом и т. д.). Напишите очерк об обитателях этого места.
Дайте героям имена, опишите их внешность и характер. Опирайтесь на художественные детали в предложенном фрагменте. Пишите грамотно, связно, свободно. Рекомендуемый объём – 150–200 слов. Подражать стилю автора не обязательно.
На ящике горела керосиновая лампа. На стенах висели обручи, обтянутые папиросной бумагой, белой и розовой, длинные полосатые бичи с блестящими металлическими ручками, костюмы, осыпанные золотыми кружочками, расшитые цветами, звёздами, разноцветными лоскутами. Со стен глядели маски.
У некоторых торчали рога; у других нос напоминал турецкую туфлю; у третьих рот был от уха до уха. Одна маска отличалась огромными ушами. Самое смешное было то, что уши были человеческие, только очень большие.
В углу, в клетке, сидел какой-то маленький непонятный зверь.
У одной из стен стоял длинный деревянный стол. Над ним висели зеркальца. Десять штук. Возле каждого зеркальца торчала свеча, приклеенная к столу собственным соком – стеарином. Свечи не горели.
(Ю.К. Олеша. «Три толстяка»)
От школьников не требуется узнавать данный фрагмент и восстанавливать имена героев. Важно, чтобы они могли описать возможных персонажей, которые могут населять это пространство, через детали интерьера или пейзажа создать образ человека (людей).
Критерии оценивания | Баллы |
Соответствие текста художественному фрагменту: имена, внешность, характер героев не противоречат описанию места | 0–10 |
Описание внешности и характера героев следует из подмеченных в художественном тексте деталей | 0–5 |
Логичность и связность единство стиля | 0–3 |
Грамотность (наличие/отсутствие речевых, грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок) (в пределах изученного по русскому языку материала) | 0–2 |
Максимальный балл | 20 |
Задание 3. «РАБОТА С ТЕКСТОМ»
Прочитайте. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленные вопросы. Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём – 200–250 слов.
Виктор Петрович Астафьев (1924–2001)
ЗЕЛЁНЫЕ ЗВЁЗДЫ
Шагаем с приятелем по берегу Койвы – притока Чусовой. Леса ещё в зелени, ещё по берегам щетинится густая осока, на прибрежных озерах не закрылись зелёные ладошки кувшинок, ещё вчера тянулась длинными нитями в воздухе паутина – и на тебе – снег!
Сквозь тихую, снежную завесь мир кажется оробевшим, и мелькают, мелькают блики зелени. А вон впереди, в неподвижном белом царстве заполыхали огоньки. Подходим ближе и видим запламеневшую рябину. Пугливое дерево – рябина, оно раньше других почувствовало приближение снега и поспешило окраситься осенним цветом. С грустным шорохом опадают багровые розетки с рябин и одиноко, печально светятся на белом, но ещё не ослепительном снегу. Холода-то настоящего ещё нет, и снег не серебрится.
Но вот поредел снег. Больше зелени перед глазами, и наконец мы видим лес, небо, хмурое небо в мохнатых тучах, меж которыми лишь кое-где видна бледная просинь. На берегах бело, и оттого река кажется тёмной, неприветливой. Тени скал в ней не отражаются, как летом.
Утки тронулись в путь. Летят низко над рекой, большими стаями. Садятся на голые обмыски, прячут головы под крыло.
Снег быстро тает, на глазах оголяются бугорки, с зелёных листьев Бер`з и мягких лап пихтача падает густая громкая капель. Весь лес заполнен шорохом, щёлком и треском.
Но что это? Перед нами огромные зелёные звёзды. Такие звёзды возможно увидеть только в лесу и только после ранней выпадки снега. И ещё такие звёзды можно увидеть в мороз на окне, сказочные звёзды папоротника, только звёзды те меньше и белые они.
А здесь они раскидистые, зелёные.
Рос папоротник развалистым пучком. Пал на резные листья тяжёлый снег, приклеил их к земле. Распростёрлись зубчатые, огромные звёзды таинственного, сказочного папоротника. Я как-то слышал, ещё в детстве: если найти цвет папоротника и взять в руку – станешь невидимкой. Сейчас, глядя на волшебные звёзды, я верю этому. Я верю всему, что связано с лесом.
<1982>
- Почему этот текст можно назвать художественным?
- С помощью каких художественных средств создан образ леса?
- Какую роль играет в рисуемой картине леса зелёный цвет?
- Почему папоротник назван «сказочным» и «волшебным»?
- Что Вы можете сказать о характере рассказчика?
Критерии оценивания | Баллы |
Наличие/отсутствие прямых связных ответов на вопросы и наличие/отсутствие ошибок в понимании текста. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15 | 15 |
Общая логика текста и логичность доказательств. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10 | 10 |
Обращение к тексту для доказательств. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | 5 |
Наличие/отсутствие стилистических, речевых и грамматических ошибок. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | 5 |
Наличие/отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок (в пределах изученного по русскому языку материала). Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | 5 |
Максимальный балл | 40 |
Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёх-балльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и 15 баллов – «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).
Максимальный балл за все выполненные задания – 70.