Олимпиадные задания с решениями

Литература 8 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год

Задание 1. «БИБЛИОТЕКАРЬ» [10 баллов]

Отберите  из  представленных  произведений  только  те  пять,  которые  подходят под  жанровое  определение  «поэма».  Выпишите  их  номера,  укажите  авторов.

Затем по возможности укажите авторов остальных произведений.

  1. «Борис Годунов»
  2. «Домик в Коломне»
  3. «Ромео и Джульетта»
  4. «Вольга и Микула Селянинович»
  5. «Снежная королева»
  6. «Василий Тёркин»
  7. «Светлана»
  8. «Песня… про купца Калашникова»
  9. «Майская ночь, или Утопленница»
  10. «Левша»
  11. «Перчатка»
  12. «Медный всадник»
  13. «Моцарт и Сальери»
  14. «Уроки французского»
  15. «Мороз, Красный нос»

 Ответ

Поэмы: № 2, 6, 8, 12, 15.

  • «Домик в Коломне» (А.С. Пушкин)
  • «Василий Тёркин» (А.Т. Твардовский)
  • «Медный всадник» (А.С. Пушкин)
  • «Песня… про купца Калашникова» (М.Ю. Лермонтов)
  • «Мороз, Красный нос» (Н.А. Некрасов)

Критерии оценивания

За верно определённые номера – по 0,5 балла (всего 2,5 балла).

За верно определённых авторов произведений – по 0,5 балла (всего 2,5 балла).

Если произведение не отнесено или неверно отнесено к жанру поэмы, но автор указан верно – 0,5 балла за позицию.

Остальные произведения:

  • «Борис Годунов» (А.С. Пушкин)
  • «Ромео и Джульетта» (В. Шекспир)
  • «Вольга и Микула Селянинович» (народная былина)
  • «Снежная королева» (Г.Х. Андерсен)
  • «Светлана» (В.А. Жуковский)
  • «Моцарт и Сальери» (А.С. Пушкин)
  • «Майская ночь, или Утопленница» (Н.В. Гоголь)
  • «Левша» (Н.С. Лесков)
  • «Перчатка» (Ф. Шиллер, перевод В.А. Жуковского/М.Ю. Лермонтова)
  • «Уроки французского» (В.Г. Распутин)

За верно определённых авторов – по 0,5 балла (всего 5 баллов).

Задание 2.  «ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» [20 баллов]

Перед  Вами  фрагмент  художественного  произведения,  содержащий  описание некоего места. Представьте себе людей, населяющих хату. Напишите очерк об обитателях  этого  места.  Опирайтесь  на  художественные  детали  в  предложенном  фрагменте.  Дайте  героям  имена,  опишите  их  внешность  и  характер. Пишите  грамотно,  связно,  свободно.  Рекомендуемый  объём – 150–200  слов. Подражать стилю автора не обязательно.

Наконец я перебрался через это болото, взобрался на маленький пригорок и  теперь  мог  хорошо  рассмотреть  хату.  Это  даже  была  не  хата,  а  именно сказочная  избушка  на  курьих  ножках.  Она  не  касалась  полом  земли,  а  была построена  на  сваях,  вероятно,  ввиду  половодья,  затопляющего  весною  весь Ириновский лес. Но одна сторона её от времени осела, и это придавало избушке хромой и печальный вид. В окнах недоставало нескольких стёкол; их заменили какие-то грязные ветошки, выпиравшиеся горбом наружу. Я нажал на клямку и отворил дверь. В хате было очень темно, а у меня, после того как я долго глядел на  снег,  ходили  перед  глазами  фиолетовые  круги;  поэтому  я  долго  не  мог разобрать, есть ли кто-нибудь в хате.

(А.И. Куприн. «Олеся»)

 

От школьников  не  требуется  узнавать  данные  фрагменты  и  восстанавливать имена  героев.  Важно,  чтобы  они  могли  описать  возможных  персонажей, которые могут населять это пространство, через детали интерьера или пейзажа создать образ человека.

Критерии оценивания

 Баллы

Соответствие  текста  художественному фрагменту:  имена,  внешность, характер героев не противоречат описанию места0–10
Описание  внешности  и  характера  героев  следует  из  подмеченных в художественном тексте деталей0–5
Логичность и связность, единство стиля 0–3
Грамотность (наличие/отсутствие  речевых,  грамматических,  орфографических,  пунктуационных  ошибок) (в  пределах  от  изученного  по русскому языку материала)0–2
Максимальный балл 20

Задание 3. «РАБОТА С ТЕКСТОМ» [40 баллов]

Прочитайте. Напишите  сочинение  об  этом  рассказе,  отвечая  на  поставленные вопросы.  Пишите  связным  текстом,  свободно,  понятно,  доказательно  и грамотно.  Рекомендуемый объём – 250–300 слов.

Владимир Осипович Богомолов (1924–2003)

КРУГОМ ЛЮДИ

Она  дремлет  в  электричке,  лёжа  на  лавке  и  подложив  руку  под  голову. Одета бедно, в порыжелое кургузое пальтишко и тёплые не по сезону коты; на голове – серый обтёрханный платок. Неожиданно подхватывается: «Это ещё не Рамень?» –  садится  и,  увидев,  что  за  окном –  дождь,  огорчённо,  с  сердитой озабоченностью восклицает:

– Вот враг!.. Ну надо же!

– Грибной дождик – чем он вам помешал?

Она  смотрит  недоумённо  и,  сообразив,  что  перед  ней –  горожане, поясняет:

–  Для  хлебов  он  теперь  не  нужон.  Совсем  не  нужон. –  И  с  мягкой укоризной, весело:

– Чай, хлебом кормимся-то, а не грибами!..

Невысокая,  загорелая,  морщинистая.  Старенькая-старенькая –  лет восьмидесяти,  но  ещё  довольно живая. И  руки  заскорузлые,  крепкие.  Во  рту спереди торчат два жёлтых зуба, тонкие и длинные.

Поправляет  платок  и,  приветливо  улыбаясь,  охотно  разговаривает  и рассказывает о себе.

Сама из-под Иркутска. Сын погиб, а дочь умерла, и родных – никого.

Ездила  в  Москву  насчет «пензии»,  причём,  как  выясняется,  и  туда  и обратно – без билета.

И ни багажа, ни хотя бы крохотного узелка…

–  Как  же  так,  без  билета?  И  не  ссадили?.. –  удивляются  вокруг. – А контроль?.. Контроль-то был?

– Два раза приходил. А что контроль?.. – слабо улыбается она. – Контроль тоже  ведь  люди.  Кругом  люди!.. –  убеждённо  и  радостно  сообщает  она  и, словно оправдываясь, добавляет: – Я ведь не так, я по делу…

В этом её «Кругом люди!» столько веры в человека и оптимизма, что всем становится как-то лучше, светлее…

Проехать  без  билета  и  без  денег  половину  России,  более  пяти  тысяч километров,  и  точно  так  же  возвращаться –  уму  непостижимо.  Но  ей  верят.

Есть в ней что-то очень хорошее, душевное, мудрое; лицо, глаза и улыбка так и светятся  приветливостью,  и  столь  чистосердечна –  вся  наружу, –  ей  просто нельзя не верить.

Кто-то  из  пассажиров  угостил  её  пирожком,  она  взяла,  с  достоинством поблагодарив,  и  охотно  сосёт  и  жамкает,  легонько  жамкает  своими  двумя зубами.

Меж  тем  за  окном  после  дождя  проглянуло  солнышко  и  сверкает ослепительно миллионами росинок на траве, на листьях и на крышах.

И,  оставив  пирожок,  она,  радостная,  сияющая, щуря  блёклые  старческие глаза, смотрит как заворожённая в окно и восторженно произносит:

– Батюшки, красота-то какая!.. Нет, вы поглядите…

(1963)

 

  1. С помощью каких средств создан портрет героини?
  2. Что можно  сказать  о  внутреннем  мире  героини?  В  каких  словах  он отражён?
  3. Каково авторское отношение к героине?
  4. Можете ли Вы объяснить название рассказа?

Критерии оценивания

 Баллы

Наличие/отсутствие  прямых  связных  ответов  на  вопросы  и наличие/отсутствие ошибок в понимании текста. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 1515
Общая логика текста и логичность доказательств. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 1010
Обращение к тексту для доказательств. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 55
Наличие/отсутствие  стилистических,  речевых  и  грамматических ошибок. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 55
Наличие/отсутствие  орфографических  и  пунктуационных  ошибок (в пределах изученного по русскому языку материала). Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 55
Максимальный балл 40

Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёхбалльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5  баллов – «тройке», 10  баллов – «четвёрке»  и 15  баллов – «пятёрке».  Безусловно,  возможны  промежуточные  варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).

 Максимальный балл за все выполненные задания – 70.

Рекомендуем ознакомиться: