Задание 1. «БИБЛИОТЕКАРЬ» [10 баллов]
Отберите из представленных произведений только те пять, которые подходят под жанровое определение «поэма». Выпишите их номера, укажите авторов.
Затем по возможности укажите авторов остальных произведений.
- «Борис Годунов»
- «Домик в Коломне»
- «Ромео и Джульетта»
- «Вольга и Микула Селянинович»
- «Снежная королева»
- «Василий Тёркин»
- «Светлана»
- «Песня… про купца Калашникова»
- «Майская ночь, или Утопленница»
- «Левша»
- «Перчатка»
- «Медный всадник»
- «Моцарт и Сальери»
- «Уроки французского»
- «Мороз, Красный нос»
Ответ
Поэмы: № 2, 6, 8, 12, 15.
- «Домик в Коломне» (А.С. Пушкин)
- «Василий Тёркин» (А.Т. Твардовский)
- «Медный всадник» (А.С. Пушкин)
- «Песня… про купца Калашникова» (М.Ю. Лермонтов)
- «Мороз, Красный нос» (Н.А. Некрасов)
Критерии оценивания
За верно определённые номера – по 0,5 балла (всего 2,5 балла).
За верно определённых авторов произведений – по 0,5 балла (всего 2,5 балла).
Если произведение не отнесено или неверно отнесено к жанру поэмы, но автор указан верно – 0,5 балла за позицию.
Остальные произведения:
- «Борис Годунов» (А.С. Пушкин)
- «Ромео и Джульетта» (В. Шекспир)
- «Вольга и Микула Селянинович» (народная былина)
- «Снежная королева» (Г.Х. Андерсен)
- «Светлана» (В.А. Жуковский)
- «Моцарт и Сальери» (А.С. Пушкин)
- «Майская ночь, или Утопленница» (Н.В. Гоголь)
- «Левша» (Н.С. Лесков)
- «Перчатка» (Ф. Шиллер, перевод В.А. Жуковского/М.Ю. Лермонтова)
- «Уроки французского» (В.Г. Распутин)
За верно определённых авторов – по 0,5 балла (всего 5 баллов).
Задание 2. «ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» [20 баллов]
Перед Вами фрагмент художественного произведения, содержащий описание некоего места. Представьте себе людей, населяющих хату. Напишите очерк об обитателях этого места. Опирайтесь на художественные детали в предложенном фрагменте. Дайте героям имена, опишите их внешность и характер. Пишите грамотно, связно, свободно. Рекомендуемый объём – 150–200 слов. Подражать стилю автора не обязательно.
Наконец я перебрался через это болото, взобрался на маленький пригорок и теперь мог хорошо рассмотреть хату. Это даже была не хата, а именно сказочная избушка на курьих ножках. Она не касалась полом земли, а была построена на сваях, вероятно, ввиду половодья, затопляющего весною весь Ириновский лес. Но одна сторона её от времени осела, и это придавало избушке хромой и печальный вид. В окнах недоставало нескольких стёкол; их заменили какие-то грязные ветошки, выпиравшиеся горбом наружу. Я нажал на клямку и отворил дверь. В хате было очень темно, а у меня, после того как я долго глядел на снег, ходили перед глазами фиолетовые круги; поэтому я долго не мог разобрать, есть ли кто-нибудь в хате.
(А.И. Куприн. «Олеся»)
От школьников не требуется узнавать данные фрагменты и восстанавливать имена героев. Важно, чтобы они могли описать возможных персонажей, которые могут населять это пространство, через детали интерьера или пейзажа создать образ человека.
Критерии оценивания | Баллы |
Соответствие текста художественному фрагменту: имена, внешность, характер героев не противоречат описанию места | 0–10 |
Описание внешности и характера героев следует из подмеченных в художественном тексте деталей | 0–5 |
Логичность и связность, единство стиля | 0–3 |
Грамотность (наличие/отсутствие речевых, грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок) (в пределах от изученного по русскому языку материала) | 0–2 |
Максимальный балл | 20 |
Задание 3. «РАБОТА С ТЕКСТОМ» [40 баллов]
Прочитайте. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленные вопросы. Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём – 250–300 слов.
Владимир Осипович Богомолов (1924–2003)
КРУГОМ ЛЮДИ
Она дремлет в электричке, лёжа на лавке и подложив руку под голову. Одета бедно, в порыжелое кургузое пальтишко и тёплые не по сезону коты; на голове – серый обтёрханный платок. Неожиданно подхватывается: «Это ещё не Рамень?» – садится и, увидев, что за окном – дождь, огорчённо, с сердитой озабоченностью восклицает:
– Вот враг!.. Ну надо же!
– Грибной дождик – чем он вам помешал?
Она смотрит недоумённо и, сообразив, что перед ней – горожане, поясняет:
– Для хлебов он теперь не нужон. Совсем не нужон. – И с мягкой укоризной, весело:
– Чай, хлебом кормимся-то, а не грибами!..
Невысокая, загорелая, морщинистая. Старенькая-старенькая – лет восьмидесяти, но ещё довольно живая. И руки заскорузлые, крепкие. Во рту спереди торчат два жёлтых зуба, тонкие и длинные.
Поправляет платок и, приветливо улыбаясь, охотно разговаривает и рассказывает о себе.
Сама из-под Иркутска. Сын погиб, а дочь умерла, и родных – никого.
Ездила в Москву насчет «пензии», причём, как выясняется, и туда и обратно – без билета.
И ни багажа, ни хотя бы крохотного узелка…
– Как же так, без билета? И не ссадили?.. – удивляются вокруг. – А контроль?.. Контроль-то был?
– Два раза приходил. А что контроль?.. – слабо улыбается она. – Контроль тоже ведь люди. Кругом люди!.. – убеждённо и радостно сообщает она и, словно оправдываясь, добавляет: – Я ведь не так, я по делу…
В этом её «Кругом люди!» столько веры в человека и оптимизма, что всем становится как-то лучше, светлее…
Проехать без билета и без денег половину России, более пяти тысяч километров, и точно так же возвращаться – уму непостижимо. Но ей верят.
Есть в ней что-то очень хорошее, душевное, мудрое; лицо, глаза и улыбка так и светятся приветливостью, и столь чистосердечна – вся наружу, – ей просто нельзя не верить.
Кто-то из пассажиров угостил её пирожком, она взяла, с достоинством поблагодарив, и охотно сосёт и жамкает, легонько жамкает своими двумя зубами.
Меж тем за окном после дождя проглянуло солнышко и сверкает ослепительно миллионами росинок на траве, на листьях и на крышах.
И, оставив пирожок, она, радостная, сияющая, щуря блёклые старческие глаза, смотрит как заворожённая в окно и восторженно произносит:
– Батюшки, красота-то какая!.. Нет, вы поглядите…
(1963)
- С помощью каких средств создан портрет героини?
- Что можно сказать о внутреннем мире героини? В каких словах он отражён?
- Каково авторское отношение к героине?
- Можете ли Вы объяснить название рассказа?
Критерии оценивания | Баллы |
Наличие/отсутствие прямых связных ответов на вопросы и наличие/отсутствие ошибок в понимании текста. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15 | 15 |
Общая логика текста и логичность доказательств. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10 | 10 |
Обращение к тексту для доказательств. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | 5 |
Наличие/отсутствие стилистических, речевых и грамматических ошибок. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | 5 |
Наличие/отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок (в пределах изученного по русскому языку материала). Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | 5 |
Максимальный балл | 40 |
Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёхбалльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и 15 баллов – «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).
Максимальный балл за все выполненные задания – 70.