Содержание
- Задание 1
- Задание 2
- Задание 3
- Задание 4
- Задание 5
- Задание 6
- Задание 7
- Задание 8
- Задание 9
- Задание 10
- Задание 11
- Задание 12
- Задание 13
- Задание 14
- Задание 15
- Задание 16
Уважаемый участник!
При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:
- внимательно прочитайте задание;
- если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; записи ведите чётко и разборчиво).
За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки.
Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.
Максимальное количество баллов – 130.
Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.
Желаем успеха!
Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий
Задание 1
Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу.
1.1. К типам политической культуры относятся
- эгалитарная
- патриархальная
- легальная
- активистская
- консервативная
1.2. Что из перечисленного является типом мировоззрения?
- историческое
- обыденное
- религиозное
- чувственное
- научное
- бессознательное
1.3. К видам безработицы относятся
- структурная
- поселенческая
- переменная
- поколенческая
- циклическая
1.4. Составными частями нормы права являются
- презумпция
- гипотеза
- диспозиция
- оферта
- мотивация
- санкция
Ответ:
1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 |
24 | 235 | 15 | 236 |
2 балла за полностью верный ответ, 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов, или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный).
Максимум за задание 8 баллов.
Задание 2
Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.
Демократия, олигархия, аристократия, монархия, тирания, полития.
Ответ: формы правления по классификации Аристотеля.
2 балла.
Задание 3
Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.
Картель, синдикат, трест, концерн.
Ответ: формы монополистических объединений.
2 балла.
Задание 4
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.
Купля—продажа, мена, аренда, патент, дарение.
Ответ: примеры гражданско-правовых договоров, лишнее – патент.
2 балла.
Задание 5
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.
Онтология, метафизика, этика, логика, астрофизика, эстетика
Ответ: философские дисциплины (или общественные науки), лишнее – астрофизика – естественная наука.
2 балла.
Задание 6
«Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны ‒ «нет». Внесите свои ответы в таблицу.
6.1. Республиканская и Демократическая партии в США являются примерами кадровых партий.
6.2. Согласно УПК РФ при голосовании присяжных по вопросу о виновности подсудимого в случае равенства голосов подсудимый объявляется оправданным.
6.3. Инфляция является одним из обязательных признаков экономического кризиса.
6.4. Результатом восстания декабристов стала вертикальная социальная мобильность участников восстания.
6.5. Буддизм, синтоизм, брахманизм возникли в Древнем Китае.
6.6. Миф о том, что Земля имеет плоскую форму и покоится на трёх китах, является примером лженаучного знания.
Ответ:
6.1 | 6.2 | 6.3 | 6.4 | 6.5 | 6.6 |
да | да | нет | да | нет | нет |
По 1 баллу за каждый верный ответ.
Максимум за задание 6 баллов.
Задание 7
Установите соответствие между основаниями возникновения прав военнообязанных и правами, возникшими на этом основании.
Основания | Права |
А) несение военной службы противоречит убеждениям Б) осуществление ухода за близкими родственниками В) наличие учёной степени кандидата или доктора наук Г) обучение в высшем учебном заведении Д) наличие близких родственников, погибших при прохождении срочной военной службы Е) принадлежность к коренным малочисленным народам | 1) право на освобождение от призыва на военную службу 2) право на отсрочку от призыва на военную службу 3) право на прохождение альтернативной гражданской службы |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е |
3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 |
По 1 баллу за каждое верное соотнесение.
Максимум за задание 6 баллов.
Задание 8
Установите соответствие между характеристиками и видами ценных бумаг, к которым они относятся.
Характеристики | Виды ценных бумаг |
А) удостоверяет долю владения компанией и закрепляет права владельца на получение части прибыли Б) удостоверяет право получить от лица, выпустившего ценную бумагу, её номинальную стоимость в оговорённый срок В) удостоверяет право на получение от должника определённой суммы в указанный срок Г) содержит распоряжение банку произвести платёж указанной суммы предъявителю | 1) вексель 2) облигация 3) чек 4) акция |
Ответ:
А | Б | В | Г |
4 | 2 | 1 | 3 |
По 1 баллу за каждое верное соотнесение.
Максимум за задание 4 балла.
Задание 9
Решите правовую задачу.
Зотова нашла на рабочем столе своего сослуживца Крупина дневник, в котором Крупин писал, что хотел бы убить своего начальника Гришина, который, по мнению Крупина, незаслуженно понизил его в должности. В дневнике описывались несколько возможных способов убийства Гришина. Испугавшись, Зотова отнесла дневник в отделение полиции, где было возбуждено уголовное дело о приготовлении к убийству.
Правильно ли были квалифицированы действия Крупина? Ответ обоснуйте.
Ответ:
Нет, действия Крупина были квалифицированы неправильно. В дневнике содержались лишь мысли Крупина, а уголовное преследование за мысли не допускается. Уголовное должно быть возбуждено лишь в том случае, если Крупин начал реальные приготовления к совершению преступления.
2 балла за указание неправильной квалификации действий Крупина.
3 балла за верное обоснование.
Максимум за задание 5 баллов.
Задание 10
Решите экономическую задачу.
Владимир выбирает банковскую карту для ежедневных операций. Банк А предлагает ставку 12 % годовых с ежегодной капитализацией, бесплатное обслуживание карты и 10 % кэшбэк с каждой покупки. Банк В предлагает ставку в 24 %, 2000 рублей в год за обслуживание и 5 % кэшбэк. Сколько денег должен тратить Владимир за год, если в течение года на его счету лежит в среднем 100 тысяч рублей, чтобы предложение банка А было более выгодным? Приведите необходимые расчёты.
Решение:
Предложение банка А более выгодно, если выполняется неравенство
100 000 × 0,12 + 0,1Х > 100 000 × 0,24 + 0,05Х – 2000, где Х – траты за год.
Получаем 0,05Х > 12 000 – 2000; Х > 200 000.
Ответ: более 200 000.
2 балла за верный ответ.
3 балла за приведённые расчеты.
Максимум за задание 5 баллов.
Задание 11
Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода.
Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!
Ответ внесите в таблицу.
В любом обществе вне зависимости от его исторических и географических рамок складывается ________(А), то есть порядок расположения групп людей. Где-то этот порядок определяется рождением, гдето образованием, где-то богатством. Положение каждого конкретного человека в подобной системе можно назвать социальным ________(Б). Под этим термином понимается положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением, и связанный с этим определённый набор прав и ________(В). Все статусы делятся на две большие группы. К первой относятся ________(Г) статусы. Среди них обычно называют пол, расу и возраст. Иногда сюда же включают национальность и религиозную принадлежность (это характерно для ________(Д) обществ). Ко второй группе относятся ________(Е) статусы. Такой статус закрепляется только с учётом индивидуальных качеств человека, благодаря его выбору, таланту, активности, исполнительности или везению.
Раньше жизнь человека во многом зависела от положения его родителей в обществе, а его собственные таланты, образование и умение не играли решающей роли. К примеру, представитель духовенства или дворянин в средневековой Франции относились к привилегированным ________(Ж), им и предоставлялись все основные права. И напротив, абсолютное большинство жителей страны было лишено гражданских прав.
Выделяют учёные-обществоведы и другие виды статусов. Среди важнейших из них: ________(З) (наиболее характерный для данного человека статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они его отождествляют); ________(И) (положение человека как представителя большой социальной группы); ________(К) (положение, которое человек занимает в малой группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам (лидер, аутсайдер и т. п.)).
Список терминов
1) обязанность 2) традиционный 3) индустриальный 4) сословие 5) основной 6) личный 7) система 8) групповой 9) предписанный 10) привилегия | 11) способность 12) условный 13) иерархия 14) безусловный 15) класс 16) дополнительный 17) предназначение 18) статус 19) подтверждённый 20) достигаемый |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К |
13 | 18 | 1 | 9 | 2 | 20 | 4 | 5 | 8 | 6 |
По 1 баллу за каждую верную вставку.
Максимум за задание 10 баллов.
Задание 12
Объедините следующие понятия в классификационную схему. Озаглавьте её.
Авраамические, иудаизм, буддизм, дхармические, ислам, индуизм, христианство, джаймизм.
Ответ:
По 1 баллу за каждый верный элемент.
Максимум за задание 9 баллов.
Задание 13
Изучите представленные ниже изображения и выполните задания. Ответы внесите в таблицу.
13.1. Определите обобщающее понятие для всех изображений.
13.2. Распределите изображения на четыре группы. Внесите в соответствующие ячейки таблицы буквенные обозначения изображений.
13.3. Укажите, что объединяет изображения в каждой группе, на основании установленного Вами общего основания для классификации.
Ответ:
Обобщающее понятие: социальные санкции.
Объединяющее понятие | Буквенные обозначения изображений | |
Группа 1 | формальные позитивные | А, Е |
Группа 2 | неформальные негативные | Б, З |
Группа 3 | формальные негативные | В, Ж |
Группа 4 | неформальные позитивные | Г, Д |
2 балла за верно указанное обобщающее понятие. По 1 баллу за каждую верно названную группу. По 1 баллу за каждое полностью верное соотнесение.
Максимум за задание 10 баллов.
Задание 14
Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Пол Самуэльсон
Экономика
Мы уже говорили, что экономика не существует в чистом виде, но является смешанной системой с переплетением элементов государственного контроля с рыночными элементами, воздействующими на организацию потребления и производства…
Ответы на триаду вопросов: что, как и для кого, – которые даёт нам ничем не ограничиваемая рыночная экономика, не могут удовлетворить демократические государства. Ведь сама по себе эта система может обречь людей на голод со ссылкой на падение доходов и в то же время дать другим возможность извлекать огромные доходы. Вот почему, чтобы компенсировать реальные и денежные доходы определённых групп населения, государство выходит на арену с готовностью понести расходы в этих целях: предоставить больничные койки заболевшим, выплачивать ежемесячное пособие наиболее нуждающимся по старости или безработице. Современное государство сегодня ставит перед собой задачу обеспечения минимального жизненного уровня своих сограждан.
Сверх того, из-за невозможности со стороны частного предпринимательства предоставлять гражданам необходимые и жизненно важные для общества общественные услуги государство также берёт это на себя. Государство появилось по мере осознания людьми, что «дело каждого – ничьё дело». Наглядно иллюстрируют подобную мысль такие функции государства, как организация правосудия, национальной обороны и охрана общественного порядка.
Сказанное вполне было бы исчерпывающим, если бы все расходы государства оплачивались печатаемыми им бумажными деньгами или посредством бесконечных выпусков займов. В действительности в большей части расходов государства присутствуют деньги налогоплательщиков. В значительной мере именно с этим и связан механизм принуждения. Понятно, что общество добровольно несёт налоговое бремя и каждый его член получает свою долю от государства…
Вторая важная форма принуждения связана также с обычаем принимать государственные законы: запрет на применение детского труда, на поджигание домов, на отравление окружающей среды фабричным дымом, на превышение продажных максимальных цен на продовольствие и пр. Набор подобных законов и образует рамки действий частного предпринимательства, вменяя в то же время направления его функционирования. В определении экономической судьбы общества система цен выступает в дополнении с государственными расходами и налогообложением.
14.1. О каких функциях государства говорит автор? Назовите не менее трёх функций, о которых идёт речь в тексте.
14.2. Почему, по мнению автора, для современного демократического государства неприемлема «ничем не ограничиваемая рыночная экономика»? Назовите две причины с опорой на текст.
14.3. Приведите три примера государственного регулирования экономических отношений, указанные автором.
14.4. Представители каких направлений политической идеологии активно поддерживают участие государства в регулировании экономических процессов? Назовите два направления.
14.5. Как Вы понимаете фразу, приведённую автором: «Дело каждого – ничьё дело»? Приведите ещё два примера, иллюстрирующие это высказывание, не указанные в тексте.
Ответ:
Элементы ответа | Баллы |
14.1. В тексте говорится о социальной, правоохранительной и оборонной функциях государства | По 1 баллу за каждую верно названную функцию. Максимум 3 балла |
14.2. Могут быть названы следующие причины. Нерегулируемая рыночная экономика ведёт к сильному социальному неравенству и не может гарантировать минимального жизненного уровня для определённой части населения. Рыночный сектор не может обеспечить необходимые для нормального существования государства и общества социальные услуги и социальную инфраструктуру. Причины могут быть названы в других, близких по смыслу выражениях | По 3 балла за каждую верно указанную причину. Максимум 6 баллов |
14.3. Могут быть приведены следующие примеры.
Примеры могут быть названы в других, близких по смыслу выражениях | По 1 баллу за каждый верно приведённый пример. Максимум 3 балла |
14.4. Могут быть названы представители следующих направлений политической идеологии:
| По 2 балла за каждую верно названную идеологию. Максимум 4 балла |
14.5. Может быть дано следующее объяснение. Люди неспособны по отдельности решать проблемы, касающиеся всего общества, поэтому зародилось государство, которое, используя изымаемые у граждан ресурсы, решает подобные проблемы. Могут быть приведены примеры:
Могут быть приведены иные примеры | 3 балла за объяснение. По 2 балла за каждый приведённый пример. Максимум 7 баллов |
Максимум за задание | 23 балла |
Задание 15
Прочитайте высказывания известных людей. В каждом случае несколько высказываний посвящены одному обществоведческому понятию (в цитатах само понятие заменено звёздочками). В разных высказываниях может меняться форма слова, обозначающего это понятие, или часть речи. Определите понятия, ответ запишите прямо в таблицу.
Высказывания | Понятия |
А) Каждый народ имеет то ***, которое он заслуживает. (Ж. Местр) Следует помнить, что ***, какие бы они ни были, установлены народом и для народа. (М. Робеспьер) | |
Б) *** – это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (О. Холмс) В этой жизни нельзя избежать двух вещей – смерти и ***. (Б. Франклин) | |
В) *** – это варварская форма прогресса. (Ж. Жорес) *** – локомотивы истории. (К. Маркс) | |
Г) *** ________________ – это искусство добра и справедливости. (Цельс) *** – это самое святое, что есть у Бога на Земле. (И. Кант) |
Ответ:
Высказывания | Понятия |
А) Каждый народ имеет то ***, которое он заслуживает. (Ж. Местр) Следует помнить, что ***, какие бы они ни были, установлены народом и для народа. (М. Робеспьер) | правительство |
Б) *** – это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (О. Холмс) В этой жизни нельзя избежать двух вещей – смерти и ***. (Б. Франклин) | налоги |
В) *** – это варварская форма прогресса. (Ж. Жорес) *** – локомотивы истории. (К. Маркс) | революция |
Г) *** ________________ – это искусство добра и справедливости. (Цельс) *** – это самое святое, что есть у Бога на Земле. (И. Кант) | право |
Могут быть названы слова—синонимы, точно отражающие смысл мысли автора.
По 2 балла за каждое верное слово.
Максимум за задание 8 баллов.
Задание 16
Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.
- Человек, по настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов. (Джон Дьюи)
- Патриотизм не должен ослеплять нас; любовь к отечеству есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть. (Н.М. Карамзин)
- Свобода есть право на неравенство. (Н.А. Бердяев)
- Политика слишком серьезное дело, чтобы доверять ее только политикам. (Ш. де Голль)
- Экономическая свобода – это свобода любой деятельности, включающей право выбора, и сопряжённые с этим риск и ответственность. (Ф. фон айек)
- Право сильного – это самое большое бесправие. (М. Эбнер—Эшенбах)
Критерии оценивания сочинения-эссе
Если сочинение—эссе написано не в контексте базовой науки или базовая наука не определена, то максимальный балл, который может быть выставлен по каждому критерию оценивания, ‒ 3.
- Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование её значимости для общественных наук и социальной практики.
- Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения при раскрытии темы.
- Уровень аргументации:
- а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;
- б) опора на научные теории, владение понятиями курса;
- в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;
- г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).
- Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.
До 4 баллов за каждый критерий.
Максимум за задание 28 баллов.
Максимум за работу 130 баллов.