Содержание
Уважаемый участник!
При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:
- внимательно прочитайте задание;
- если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; записи ведите чётко и разборчиво).
За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки.
Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.
Максимальное количество баллов – 75.
Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.
Желаем успеха!
Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий
Задание 1
Выберите один правильный ответ из предложенных. Ответ внесите в таблицу.
1.1. Ниже приведён ряд ситуаций. Все они, за исключением одной, относятся к проявлениям человека как личности. Найдите и выпишите номер ситуации, выпадающей из этого ряда.
- Федя увлечённо занимается фолк-музыкой.
- Аня всегда очень вежлива со старшими.
- У Кати светлые волосы.
- Зина старательно выполняет домашние задания.
- Петя нарисовал портрет своего прадедушки – участника Великой Отечественной войны.
1.2. Ниже приведены ситуации, отражающие роль человека в экономической сфере жизни общества. Найдите и выпишите номер ситуации, выпадающей из этого ряда.
- Лидер государства выступил с обращением к гражданам.
- Предприниматель планирует открыть новый филиал своей фирмы.
- Продавец воздушных шаров решил провести рекламную акцию.
- Семья купила туристические путевки на летние месяцы.
- Папа Ани занимается производством обуви.
1.3. Ниже приведены различные этапы человеческой жизни. Найдите и выпишите номер понятия, выпадающего из этого ряда.
- старость
- зрелость
- юность
- пенсия
- детство
Ответ:
1.1 | 1.2 | 1.3 |
3 | 1 | 4 |
По 2 балла за каждый верный ответ.
Максимум за задание 6 баллов.
Задание 2
Выберите несколько верных ответов. Ответы внесите в таблицу.
2.1. Выберите в приведённом списке биологические потребности человека. Запишите в качестве ответа цифры, под которыми они указаны.
- потребность в еде
- потребность в труде
- потребность в отдыхе
- потребность в питьевой воде
- потребность в общении
2.2. Выберите в приведённом списке примеры политики государства в сфере образования. Запишите в качестве ответа цифры, под которыми они указаны.
- Государство гарантирует получение образования независимо от пола, расы, национальности, языка.
- Государство определяет направления внешней политики.
- Государство обеспечивает проведение реформы здравоохранения.
- Государство финансирует проекты по повышению престижа профессии учителя.
- Государство принимает федеральные стандарты образования.
- Государство проводит меры по охране материнства и детства.
2.3. Выберите в приведённом списке примеры производства услуг. Запишите в качестве ответа цифры, под которыми они указаны.
- производство хлебобулочных изделий
- продажа строительных материалов
- медицинское страхование
- производство автомобильных шин
- оказание юридической консультации
- изготовление кованых решеток
2.4. Выберите в приведённом списке конституционные права граждан.
- неприкосновенность частной жизни
- защита своей чести и достоинства
- охрана природы и окружающей среды
- уплата налогов
- пользование родным языком
- защита Отечества
Ответ:
2.1 | 2.2 | 2.3 | 2.4 |
134 | 145 | 235 | 125 |
3 балла за каждый полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов, или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный).
Максимум за задание 12 баллов.
Задание 3
Прочитайте фрагмент из повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома». Соотнесите пронумерованные выделенные фрагменты текста с приведёнными ниже понятиями. Ответы запишите в таблицу.
Мой папа работает на сталелитейном заводе(1). Он делает модели. Что такое модель, наверно, никто не знает, а я знаю. Чтоб отлить какую-нибудь деталь для машины из стали, всегда нужно сделать сначала такую же деталь из дерева, и вот такая деревянная деталь называется моделью. Для чего нужна модель(2)? Когда на завод приходит заказ на новые детали, инженеры чертят чертежи, а модельщики делают по этим чертежам модели. Конечно, модельщик должен быть очень умным, потому что он по простому чертежу обязан понять, какую нужно делать модель, а если он сделает модель плохо, то по ней нельзя будет отливать детали. Мой папа очень хороший модельщик(3). Он даже придумал электрический лобзик, чтоб выпиливать из дерева разные мелкие части. А теперь он изобретает шлифовальный прибор(4) для шлифовки деревянных моделей. Раньше шлифовали модели вручную, а когда папа сделает такой прибор, все модельщики будут шлифовать модели этим прибором. Когда папа приходит с работы, он всегда сначала отдохнёт немного, а потом садится за чертежи для своего прибора или читает книжки, чтоб узнать, как что нужно сделать(5), потому что это не такая простая вещь – самому придумывать шлифовальный прибор.
А) функция
Б) самообразование
В) творчество
Г) профессия
Д) труд
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Д | А | Г | В | Б |
По 2 балла за каждый верный ответ.
Максимум за задание 10 баллов.
Задание 4
Соотнесите примеры жизненных ситуаций со сферами общественной жизни, к которым они относятся.
Примеры ситуаций | Сферы общественной жизни |
А) Лидер политической партии призвал граждан выйти на митинг. Б) Дедушка Ивана уже 30 лет занимается производством и продажей мороженого. В) На экраны города вышел новый фильм. Г) В городе Н. торжественно открыта новая больница. | 1) социальная 2) политическая 3) экономическая 4) духовная |
Ответ:
А | Б | В | Г |
2 | 3 | 4 | 1 |
По 2 балла за каждую верную позицию.
Максимум за задание 8 баллов.
Задание 5
Внимательно рассмотрите фотографию, на которой в образной форме представлена одна из глобальных проблем развития современного общества. Напишите сочинение-рассуждение от лица главы государства, выступающего на саммите ООН, посвящённом этой проблеме. В своём сочинении придерживайтесь следующего плана.
5.1. Назовите проблему.
5.2. Назовите ещё одну любую глобальную проблему.
5.3. Приведите два примера проявления проблемы, отражённой на фотографии.
5.4. Укажите две причины возникновения проблемы, отражённой на фотографии.
5.5. Сформулируйте три возможных пути решения этой проблемы.
Ответ:
5.1. Экологическая проблема.
1 балл за названную проблему.
5.2. Проблема «Север-Юг», продовольственная проблема, проблема мирового терроризма.
Могут быть названы другие проблемы.
1 балл за названную проблему.
5.3. Загрязнение Мирового океана вредными и токсичными веществами, крупные разливы нефти, истощение озонового слоя, сокращение площади лесов.
Могут быть названы другие проявления.
По 2 балла за каждый названный пример. Всего 4 балла.
5.4. Агрессивное влияние человечества на окружающую среду, нерациональное природопользование, небережное отношение людей к окружающей среде.
Могут быть названы иные причины.
По 2 балла за каждую названную причину. Всего 4 балла.
5.5. Поиск экологически чистых источников энергии, разумное и бережное использование ресурсов Земли, активная пропаганда бережного отношения к природе, создание законов об охране окружающей среды.
Могут быть названы иные пути решения.
По 3 балла за каждый названный путь решения проблемы. Всего 9 баллов.
Дополнительно 2 балла ставится в случае, если предложения не разрозненные, а представляют связный текст.
Максимум за задание 21 балл.
Задание 6
Решите обществоведческий кроссворд.
По горизонтали:
- Человек, имеющий правовые отношения со своим государством, права и обязанности, которые закреплены в законах.
- Форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами.
- Всё человечество в целом.
По вертикали:
- Деятельность человека, направленная на удовлетворение своих материальных потребностей.
- Процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей.
- Купля-продажа товаров и услуг.
- Форма правления государством, при которой власть принадлежит одному человеку и передаётся по наследству.
- Деятельность, которой занимаются, получив соответствующую специальную подготовку.
- Основной закон государства.
Ответ:
По горизонтали:
- гражданин
- республика
- общество
По вертикали:
- труд
- социализация
- обмен
- монархия
- профессия
- конституция
По 2 балла за каждое верное слово.
Максимум за задание 18 баллов.
Максимум за работу 75 баллов.