Содержание
- Задание 1
- Задание 2
- Задание 3
- Задание 4
- Задание 5
- Задание 6
- Задание 7
- Задание 8
- Задание 9
- Задание 10
- Задание 11
- Задание 12
- Задание 13
- Задание 14
- Задание 15
- Задание 16
Уважаемый участник!
При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:
- внимательно прочитайте задание;
- если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; записи ведите чётко и разборчиво).
За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки.
Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.
Максимальное количество баллов – 125.
Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.
Желаем успеха!
Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий
Задание 1
Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу.
1.1. Избирательное законодательство Российской Федерации не допускает
- открытого голосования
- голосования по почте
- досрочного голосования
- голосования на дому
- голосования за пределами постоянного места жительства
1.2. К видам социальных норм относятся
- научные
- правовые
- моральные
- корпоративные
- климатические
1.3. К типам экономических систем относятся
- индустриальная
- традиционная
- централизованная
- монополистическая
- рыночная
1.4. Формами права являются
- юридический факт
- нормативный договор
- мораль
- судебный прецедент
- правовая доктрина
Ответ:
1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 |
12 | 234 | 235 | 245 |
2 балла за полностью верный ответ, 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов, или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный).
Максимум за задание 8 баллов.
Задание 2
Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.
Открытая, скрытая, умеренная, сбалансированная, галопирующая.
Ответ: виды инфляции.
2 балла
Задание 3
Что объединяет приведённые ниже процессы? Дайте максимально точный ответ. Измерение, наблюдение, сравнение, эксперимент.
Ответ: эмпирические методы познания.
2 балла
Задание 4
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.
Независимые средства массовой информации, профсоюзы, общественные организации, суды, благотворительные фонды.
Ответ: институты гражданского общества, лишнее – суды.
1 балл за верно указанный объединяющий признак и 1 балл за верно указанный лишний элемент.
Максимум за задание 2 балла.
Задание 5
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.
Род, племя, народность, варна
Ответ: этнические группы, лишнее – варна.
1 балл за верно указанный объединяющий признак и 1 балл за верно указанный лишний элемент.
Максимум за задание 2 балла.
Задание 6
«Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны ‒ «нет». Внесите свои ответы в таблицу.
6.1. Российская Федерация является примером национальнотерриториальной федерации.
6.2. Ассимиляция является видом демографических процессов.
6.3. В России принята пропорциональная шкала налогообложения доходов физических лиц.
6.4. Действовавшая в Российской империи «Табель о рангах» являлась инструментом социальной мобильности.
6.5. Цикл русских былин об Илье Муромце является примером массовой культуры.
6.6. Граждане РФ могут заключать трудовой договор по достижении 14 лет без согласия законных представителей и органов опеки и попечительства.
Ответ:
6.1 | 6.2 | 6.3 | 6.4 | 6.5 | 6.6. |
да | нет | да | да | нет | нет |
По 1 баллу за каждый верный ответ.
Максимум за задание 6 баллов.
Задание 7
Установите соответствие между административными мерами и их характером.
Административные меры | Характер административных мер |
А) обязательные работы Б) снос самовольно возведённого строения В) запрещение эксплуатации неисправного транспорта Г) дисквалификация Д) принудительное выселение из незаконно занятого помещения | 1) административно восстановительные 2) меры административного пресечения 3) меры административной ответственности |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
3 | 1 | 2 | 3 | 1 |
По 1 баллу за каждое верное соотнесение.
Максимум за задание 5 баллов.
Задание 8
Установите соответствие между коммерческими организациями и видами предпринимательской деятельности.
Коммерческие организации | Виды предпринимательской деятельности |
А) аукционный дом Б) банк В) оператор сотовой связи Г) магазин розничной торговли | 1) торговая 2) посредническая 3) производственная 4) финансовая |
Ответ:
А | Б | В | Г |
2 | 4 | 3 | 1 |
По 1 баллу за каждое верное соотнесение.
Максимум за задание 4 балла.
Задание 9
Решите правовую задачу.
Ирина Бобрыш родилась в России в 1985 году. В 18 лет она уехала учиться и работать в Германию. В 2016 году она вернулась в Россию, а в 2018 году решила баллотироваться в президенты России. Зарегистрирует ли её ЦИК в качестве кандидата? Ответ обоснуйте.
Ответ:
Нет. Согласно ст. 81 Конституции России Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет (в 2018 году Ирине будет 33 года), постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет (на территории России она постоянно будет проживать только 2 года).
1 балл за верный ответ.
По 2 балла за приведённые обоснования.
Ответ без обоснований не засчитывается.
Максимум за задание 5 баллов.
Задание 10
Решите экономическую задачу.
Онлайн-сервис покупки одежды предлагает следующие условия: при покупке одежды на сумму больше 5000 рублей предоставляется скидка в 1000 рублей, доставка же может осуществляться следующим образом – 250 рублей за доставку курьером до дверей, если сумма заказа больше 2000 рублей, то бесплатно, или же бесплатный самовывоз из пункта выдачи.
Василий хочет купить спортивный костюм стоимостью 4500 рублей и футболку стоимостью 1000 рублей. Какой вариант доставки выберет Василий, если поездка до пункта выдачи и обратно обойдётся ему в 100 рублей? Приведите необходимые расчёты.
Решение:
Поскольку сумма заказа больше 5000 рублей, Василий получит скидку в 1000 рублей и потратит 4500 рублей. Так как сумма заказа больше 2000 рублей, то ему выгоднее выбрать доставку курьером.
Ответ: выберет доставку курьером.
2 балла за верный ответ.
3 балла за приведённые расчеты.
Ответ без расчётов не засчитывается.
Максимум за задание 5 баллов.
Задание 11
Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.
Основу хозяйственной жизни общества составляет материальное _______(А). Это создание благ и услуг, направленных на удовлетворение _______(Б) человека. Эти блага и услуги возникают в результате взаимодействия человека и _______(В). Те природные и социальные силы, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных _______(Г), получили название _______(Д) ресурсов.
Учёные выделяют несколько групп ресурсов. К первой относятся природные – земля, вода, полезные ископаемые, растения и многое другое, что даёт нам природа. Среди них есть _______(Е) (т. е. такие, запасы которых на Земле ограничены) и _______(Ж) (например, вода). Вторую группу составляют материальные, т. е. созданные человеком, рукотворные ресурсы (машины, оборудование, искусственные материалы, металл, ткани). Третья группа – _______(З) ресурсы, т. е. всё население страны, находящееся в трудоспособном возрасте (сюда не включаются дети, пожилые люди и те, кто по состоянию здоровья не способен трудиться). Четвёртая группа – _______(И) ресурсы – те денежные средства, которые общество может выделить на организацию производства. В современном мире можно говорить ещё и об интеллектуальных и _______(К) ресурсах. Это ресурсы, созданные в процессе интеллектуальной деятельности человека. Они составляют пятую группу.
Список терминов
1) потребность 2) производственный 3) неисчерпаемый 4) финансовый 5) информационный 6) редкий 7) демографический 8) налоговый 9) искусственный 10) амбиция | 11) потребление 12) трудовой 13) общество 14) объект 15) материальный 16) исчерпаемый 17) производство 18) природа 19) доступный 20) благо |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К |
17 | 1 | 18 | 20 | 2 | 16 | 3 | 12 | 4 | 5 |
По 1 баллу за каждую верную вставку.
Максимум за задание 10 баллов.
Задание 12
Объедините следующие понятия в классификационную схему и озаглавьте её. Обратите внимание на наличие лишних понятий.
Социально-преобразовательная, духовная, производственная, наблюдательная, познавательная, экспериментальная, ценностно-ориентированная, материальная, прогностическая, восстановительная.
Ответ:
По 1 баллу за каждый верный элемент.
Максимум за задание 8 баллов.
Задание 13
Изучите представленные ниже изображения и выполните задания. Ответы внесите в таблицу.
13.1. Определите обобщающее понятие для всех изображений.
13.2. Распределите изображения на четыре группы. Внесите в соответствующие ячейки таблицы буквенные обозначения изображений.
13.3. Укажите, что объединяет изображения в каждой группе, на основании установленного Вами общего основания для классификации.
Ответ:
Обобщающее понятие: отрасли экономики.
Объединяющее понятие | Буквенные обозначения изображений | |
Группа 1 | сфера обслуживания | А, Д |
Группа 2 | сельское хозяйство | Б, Ж |
Группа 3 | промышленность | В, Е |
Группа 4 | торговля | Г, З |
2 балла за верно указанное обобщающее понятие. По 1 баллу за каждую верно названную группу. По 1 баллу за каждое полностью верное соотнесение.
Могут быть приняты иные возможные основания для классификации.
Максимум за задание 10 баллов.
Задание 14
Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.
М.М. Сперанский
Введение к уложению государственных законов
I. О свойстве законов государственных
Общий предмет всех законов есть учредить отношения людей к общей безопасности лиц и имуществ. В великой сложности сих отношений и законов, от них возникающих, необходимо нужно постановить главные их разделения. Началом сих разделений приемлются самые предметы законов: отношения людей, в обществе живущих. Отношения сии двояки: каждое лицо имеет отношения ко всему государству и все лица в особенности имеют отношения между собою. Отсюда возникают два главные разделения законов. Законы государственные определяют отношения частных лиц к государству. Законы гражданские учреждают отношения лиц между ими. Законы государственные суть двух родов: одни суть преходящие, другие коренные и неподвижные. Законы преходящие суть те, коими определяется отношение одного или многих лиц к государству в одном каком-либо случае. Таковы суть: законы публичной экономии, законы мира и войны, уставы полиции и проч. Они по существу своему должны изменяться по изменению обстоятельств. Законы коренные, напротив, состоят в началах неподвижных и неизменяемых, с коими все другие законы должны быть соображаемы. Нужно рассмотреть их свойство и степень необходимости.
II. О свойстве государственных коренных законов
Законы существуют для пользы и безопасности людей им подвластных. Но польза и безопасность суть понятия неопределённые, подверженные разным изменениям. Если бы законы изменялись по различному образу сих понятий, они вскоре пришли бы в смешение и могли бы соделаться даже противны тому концу, для коего они существуют. Посему во всяком благоустроенном государстве должны быть начала законодательства положительные, постоянные, неподвижные, с коими бы все другие законы могли быть соображаемы. Сии положительные начала суть коренные государственные законы. Три силы движут и управляют государством: сила законодательная, исполнительная и судная. Начало и источник сих сил в народе: ибо он не что другое суть, как нравственные и физические силы людей в отношении к общежитию. Но силы сии в рассеянии их суть силы мёртвые. Оне не производят ни закона, ни прав, ни обязанностей. Чтобы сделать их действующими, надлежало их соединить и привести в равновесие. Соединённое действие сих сил составляет державную власть. Сопряжения их в державной власти могут быть многоразличны. Из сих многоразличных сопряжений коренные законы определяют один постоянный и непременный. Итак, предмет и свойство государственных коренных законов есть определить образ, коим силы государственные сопрягаются и действуют в их соединении.
14.1. Автор говорит о законах государственных и законах гражданских. Какими терминами в современной правовой теории обозначаются эти две сферы права?
14.2. Автор делит законы на преходящие и коренные. К какой отрасли права относятся в современной правовой системе России законы, названные автором коренными?
14.3. В чём автор видит главный источник государственной власти? Какие ветви государственной власти выделяет автор?
14.4. Какой подход к пониманию права нашёл отражение в тексте? Назовите двух других российских или зарубежных мыслителей XVII–XIX веков, которые придерживались того же подхода к пониманию права, что и автор текста.
14.5. Автор пишет: «Законы существуют для пользы и безопасности людей им подвластных. Но польза и безопасность суть понятия неопределённые, подверженные разным изменениям. Если бы законы изменялись по различному образу сих понятий, они вскоре пришли бы в смешение и могли бы соделаться даже противны тому концу, для коего они существуют». Как Вы поняли авторскую мысль? Согласны ли Вы с ней? Приведите один аргумент и один пример в поддержку своей позиции.
Ответ:
Элементы ответа | Баллы |
14.1. Должны быть названы: публичное право, частное право | По 2 балла за каждую верно указанную позицию. Максимум 4 балла |
14.2. Конституционное право | 2 балла за верно названную отрасль права |
14.3. А) По мнению автора, главным источником власти является народ. Б) Автор выделяет законодательную, исполнительную и судебную (судную) ветви власти | 1 балл за верное указание источника власти. 1 балл за три указанные ветви государственной власти. 0 баллов в ином случае. Максимум 2 балла |
14.4. А) В тексте отражён естественно-правовой подход к пониманию права. Б) Могут быть названы Т. Гоббс, Дж. Локк, Вольтер, Ш. Монтескьё, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев | 2 балла за верное названия подхода к пониманию права. По 2 балла за каждое верное названное имя представителей подхода. Максимум 6 баллов |
14.5. А) Автор говорит о том, что есть некоторые незыблимые основания законодательства, которые не подвержены изменениям, в отличие от понятий пользы и безопасности. Возможные ответы Б) 1. Нет, не согласен. Законы должны обеспечивать безопасность и отвечать запросам общества, соответственно они должны меняться с изменением понимания общества понятия пользы и безопасности. Законодательство США, касающееся возможности государства прослушивать личные телефонные разговоры граждан, изменилось после 11 сентября. 2. Да, согласен. Законы должны быть неизменными, чтобы обеспечивать стабильность общества. Конституция США была принята в 1787 году, и её основой текст не менялся до сих пор | 2 балла за объяснение авторской мысли. 2 балла за приведённый аргумент 2 балла за приведённый пример Максимум 6 баллов |
Максимум за задание | 20 баллов |
Задание 15
Прочитайте высказывания известных людей. В каждом случае несколько высказываний посвящены одному обществоведческому понятию (в цитатах само понятие заменено звёздочками). В разных высказываниях может меняться форма слова, обозначающего это понятие, или часть речи. Определите понятия, ответ запишите прямо в таблицу.
Высказывания | Понятия |
А) *** есть искусство возможного. (О. Бисмарк) В *** можно объединяться ради известной цели даже с самим чёртом, – нужно только быть уверенным, что ты провёдешь чёрта, а не чёрт тебя. (К. Маркс) | |
Б) *** – это я. (Людовик XIV) *** есть сочетание права и власти. (Б. Вышеславцев) | |
В) Важнейшая задача *** – научить человека мыслить. (Т. Эдисон) Умирая, культура превращается в ***. (О. Шпенглер) | |
Г) *** есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов. (Л. Питер) *** – это способ тратить деньги, не получая от них никакого удовольствия. (Д. Остин) |
Ответ:
ВЫСКАЗЫВАНИЕ | ПОНЯТИЕ |
А) *** есть искусство возможного. (О. Бисмарк) В *** можно объединяться ради известной цели даже с самим чёртом, – нужно только быть уверенным, что ты провёдешь чёрта, а не чёрт тебя. (К. Маркс) | политика |
Б) *** – это я. (Людовик XIV) *** есть сочетание права и власти. (Б. Вышеславцев) | государство |
В) Важнейшая задача *** – научить человека мыслить. (Т. Эдисон) Умирая, культура превращается в ***. (О. Шпенглер) | цивилизация |
Г) *** есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов. (Л. Питер) *** – это способ тратить деньги, не получая от них никакого удовольствия. (Д. Остин) | экономика |
Могут быть названы слова—синонимы, точно отражающие смысл мысли автора.
По 2 балла за каждое верное слово.
Максимум за задание 8 баллов.
Задание 16
Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.
- Без идеалов, то есть без определённых хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности. (Ф.М. Достоевский)
- Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним. (Л.Н. Толстой)
- Избирательный бюллетень сильнее пули. (А. Линкольн)
- Не нужда, но скорей изобилие порождает в нас жадность. (М. Монтень)
- Кто страшится бедности, тот недостоин богатства. (Вольтер)
- Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать. (Екатерина II)
Критерии оценивания сочинения-эссе
Если сочинение—эссе написано не в контексте базовой науки или базовая наука не определена, то максимальный балл, который может быть выставлен по каждому критерию оценивания, ‒ 3.
- Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование её значимости для общественных наук и социальной практики.
- Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения при раскрытии темы.
- Уровень аргументации:
- а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;
- б) опора на научные теории, владение понятиями курса;
- в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;
- г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).
- Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.
До 4 баллов за каждый критерий.
Максимум за задание 28 баллов.
Максимум за работу 125 баллов.