Олимпиадные задания с решениями

Обществознание 9 класс, школьный этап (I этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год

Содержание

  1. Задание 1
  2. Задание 2
  3. Задание 3
  4. Задание 4
  5. Задание 5
  6. Задание 6
  7. Задание 7
  8. Задание 8
  9. Задание 9
  10. Задание 10
  11. Задание 11
  12. Задание 12
  13. Задание 13
  14. Задание 14
  15. Задание 15
  16. Задание 16

Уважаемый участник!

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:

  • внимательно прочитайте задание;
  • если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; записи ведите чётко и разборчиво).

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки.

Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.

Максимальное количество баллов – 125.

Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.

Желаем успеха!

Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий

Задание 1

Содержание ↑

Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу.

1.1. Избирательное законодательство Российской Федерации не допускает

  1. открытого голосования
  2. голосования по почте
  3. досрочного голосования
  4. голосования на дому
  5. голосования за пределами постоянного места жительства

1.2. К видам социальных норм относятся

  1. научные
  2. правовые
  3. моральные
  4. корпоративные
  5. климатические

1.3. К типам экономических систем относятся

  1. индустриальная
  2. традиционная
  3. централизованная
  4. монополистическая
  5. рыночная

1.4. Формами права являются

  1. юридический факт
  2. нормативный договор
  3. мораль
  4. судебный прецедент
  5. правовая доктрина

Ответ:

1.11.21.31.4
12234235245

2 балла за полностью верный ответ, 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов, или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный).

Максимум за задание 8 баллов.

Задание 2

Содержание ↑

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

Открытая, скрытая, умеренная, сбалансированная, галопирующая.

Ответ: виды инфляции.

2 балла

Задание 3

Содержание ↑

Что объединяет приведённые ниже процессы? Дайте максимально точный ответ. Измерение, наблюдение, сравнение, эксперимент.

Ответ: эмпирические методы познания.

2 балла

Задание 4

Содержание ↑

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Независимые средства массовой информации, профсоюзы, общественные организации, суды, благотворительные фонды.

Ответ: институты гражданского общества, лишнее – суды.

1 балл за верно указанный объединяющий признак и 1 балл за верно указанный лишний элемент.

Максимум за задание 2 балла.

Задание 5

Содержание ↑

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Род, племя, народность, варна

Ответ: этнические группы, лишнее – варна.

1 балл за верно указанный объединяющий признак и 1 балл за верно указанный лишний элемент.

Максимум за задание 2 балла.

Задание 6

Содержание ↑

«Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны ‒ «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

6.1. Российская Федерация является примером национальнотерриториальной федерации.

6.2. Ассимиляция является видом демографических процессов.

6.3. В России принята пропорциональная шкала налогообложения доходов физических лиц.

6.4. Действовавшая в Российской империи «Табель о рангах» являлась инструментом социальной мобильности.

6.5. Цикл русских былин об Илье Муромце является примером массовой культуры.

6.6. Граждане РФ могут заключать трудовой договор по достижении 14 лет без согласия законных представителей и органов опеки и попечительства.

Ответ:

6.16.26.36.46.56.6.
данетдаданетнет

По 1 баллу за каждый верный ответ.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 7

Содержание ↑

Установите соответствие между административными мерами и их характером.

Административные мерыХарактер административных мер
А) обязательные работы

Б) снос самовольно возведённого строения

В) запрещение эксплуатации неисправного транспорта

Г) дисквалификация

Д) принудительное выселение из незаконно занятого помещения

1) административно

восстановительные

2) меры административного пресечения

3) меры административной ответственности

Ответ:

АБВГД
31231

По 1 баллу за каждое верное соотнесение.

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 8

Содержание ↑

Установите соответствие между коммерческими организациями и видами предпринимательской деятельности.

Коммерческие организацииВиды предпринимательской деятельности
А) аукционный дом

Б) банк

В) оператор сотовой связи

Г) магазин розничной торговли

1) торговая

2) посредническая

3) производственная

4) финансовая

 

Ответ:

АБВГ
2431

По 1 баллу за каждое верное соотнесение.

Максимум за задание 4 балла.

Задание 9

Содержание ↑

Решите правовую задачу.

Ирина Бобрыш родилась в России в 1985 году. В 18 лет она уехала учиться и работать в Германию. В 2016 году она вернулась в Россию, а в 2018 году решила баллотироваться в президенты России. Зарегистрирует ли её ЦИК в качестве кандидата? Ответ обоснуйте.

Ответ:

Нет. Согласно ст. 81 Конституции России Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет (в 2018 году Ирине будет 33 года), постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет (на территории России она постоянно будет проживать только 2 года).

1 балл за верный ответ.

По 2 балла за приведённые обоснования.

Ответ без обоснований не засчитывается.

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 10

Содержание ↑

Решите экономическую задачу.

Онлайн-сервис покупки одежды предлагает следующие условия: при покупке одежды на сумму больше 5000 рублей предоставляется скидка в 1000 рублей, доставка же может осуществляться следующим образом – 250 рублей за доставку курьером до дверей, если сумма заказа больше 2000 рублей, то бесплатно, или же бесплатный самовывоз из пункта выдачи.

Василий хочет купить спортивный костюм стоимостью 4500 рублей и футболку стоимостью 1000 рублей. Какой вариант доставки выберет Василий, если поездка до пункта выдачи и обратно обойдётся ему в 100 рублей? Приведите необходимые расчёты.

Решение:

Поскольку сумма заказа больше 5000 рублей, Василий получит скидку в 1000 рублей и потратит 4500 рублей. Так как сумма заказа больше 2000 рублей, то ему выгоднее выбрать доставку курьером.

Ответ: выберет доставку курьером.

2 балла за верный ответ.

3 балла за приведённые расчеты.

Ответ без расчётов не засчитывается.

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 11

Содержание ↑

Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.

Основу хозяйственной жизни общества составляет материальное _______(А). Это создание благ и услуг, направленных на удовлетворение _______(Б) человека. Эти блага и услуги возникают в результате взаимодействия человека и _______(В). Те природные и социальные силы, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных _______(Г), получили название _______(Д) ресурсов.

Учёные выделяют несколько групп ресурсов. К первой относятся  природные – земля, вода, полезные ископаемые, растения и многое другое, что даёт нам природа. Среди них есть _______(Е) (т. е. такие, запасы которых на Земле ограничены) и _______(Ж) (например, вода). Вторую группу составляют материальные, т. е. созданные человеком, рукотворные ресурсы (машины, оборудование, искусственные материалы, металл, ткани). Третья группа – _______(З) ресурсы, т. е. всё население страны, находящееся в трудоспособном возрасте (сюда не включаются дети, пожилые люди и те, кто по состоянию здоровья не способен трудиться). Четвёртая группа – _______(И) ресурсы те денежные средства, которые общество может выделить на организацию производства. В современном мире можно говорить ещё и об интеллектуальных и _______(К) ресурсах. Это ресурсы, созданные в процессе интеллектуальной деятельности человека. Они составляют пятую группу.

Список терминов

1) потребность

2) производственный

3) неисчерпаемый

4) финансовый

5) информационный

6) редкий

7) демографический

8) налоговый

9) искусственный

10) амбиция

11) потребление

12) трудовой

13) общество

14) объект

15) материальный

16) исчерпаемый

17) производство

18) природа

19) доступный

20) благо

 

Ответ:

АБВГДЕЖЗИК
171182021631245

 

По 1 баллу за каждую верную вставку.

Максимум за задание 10 баллов.

Задание 12

Содержание ↑

Объедините следующие понятия в классификационную схему и озаглавьте её. Обратите внимание на наличие лишних понятий.

Социально-преобразовательная, духовная, производственная, наблюдательная, познавательная, экспериментальная, ценностно-ориентированная, материальная, прогностическая, восстановительная.

 

Ответ:

По 1 баллу за каждый верный элемент.

Максимум за задание 8 баллов.

Задание 13

Содержание ↑

Изучите представленные ниже изображения и выполните задания. Ответы внесите в таблицу.

13.1. Определите обобщающее понятие для всех изображений.

13.2. Распределите изображения на четыре группы. Внесите в соответствующие ячейки таблицы буквенные обозначения изображений.

13.3. Укажите, что объединяет изображения в каждой группе, на основании установленного Вами общего основания для классификации.

Ответ:

Обобщающее понятие: отрасли экономики.

Объединяющее понятиеБуквенные обозначения изображений
Группа 1сфера обслуживанияА, Д
Группа 2сельское хозяйствоБ, Ж
Группа 3промышленностьВ, Е
Группа 4торговляГ, З

2 балла за верно указанное обобщающее понятие. По 1 баллу за каждую верно названную группу. По 1 баллу за каждое полностью верное соотнесение.

Могут быть приняты иные возможные основания для классификации.

Максимум за задание 10 баллов.

Задание 14

Содержание ↑

Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.

М.М. Сперанский

Введение к уложению государственных законов

I. О свойстве законов государственных

Общий предмет всех законов есть учредить отношения людей к общей безопасности лиц и имуществ. В великой сложности сих отношений и законов, от них возникающих, необходимо нужно постановить главные их разделения. Началом сих разделений приемлются самые предметы законов: отношения людей, в обществе живущих. Отношения сии двояки: каждое лицо имеет отношения ко всему государству и все лица в особенности имеют отношения между собою. Отсюда возникают два главные разделения законов. Законы государственные определяют отношения частных лиц к государству. Законы гражданские учреждают отношения лиц между ими. Законы государственные суть двух родов: одни суть преходящие, другие коренные и неподвижные. Законы преходящие суть те, коими определяется отношение одного или многих лиц к государству в одном каком-либо случае. Таковы суть: законы публичной экономии, законы мира и войны, уставы полиции и проч. Они по существу своему должны изменяться по изменению обстоятельств. Законы коренные, напротив, состоят в началах неподвижных и неизменяемых, с коими все другие законы должны быть соображаемы. Нужно рассмотреть их свойство и степень необходимости.

II. О свойстве государственных коренных законов

Законы существуют для пользы и безопасности людей им подвластных. Но польза и безопасность суть понятия неопределённые, подверженные разным изменениям. Если бы законы изменялись по различному образу сих понятий, они вскоре пришли бы в смешение и могли бы соделаться даже противны тому концу, для коего они существуют. Посему во всяком благоустроенном государстве должны быть начала законодательства положительные, постоянные, неподвижные, с коими бы все другие законы могли быть соображаемы. Сии положительные начала суть коренные государственные законы. Три силы движут и управляют государством: сила законодательная, исполнительная и судная. Начало и источник сих сил в народе: ибо он не что другое суть, как нравственные и физические силы людей в отношении к общежитию. Но силы сии в рассеянии их суть силы мёртвые. Оне не производят ни закона, ни прав, ни обязанностей. Чтобы сделать их действующими, надлежало их соединить и привести в равновесие. Соединённое действие сих сил составляет державную власть. Сопряжения их в державной власти могут быть многоразличны. Из сих многоразличных сопряжений коренные законы определяют один постоянный и непременный. Итак, предмет и свойство государственных коренных законов есть определить образ, коим силы государственные сопрягаются и действуют в их соединении.

14.1. Автор говорит о законах государственных и законах гражданских. Какими терминами в современной правовой теории обозначаются эти две сферы права?

14.2. Автор делит законы на преходящие и коренные. К какой отрасли права относятся в современной правовой системе России законы, названные автором коренными?

14.3. В чём автор видит главный источник государственной власти? Какие ветви государственной власти выделяет автор?

14.4. Какой подход к пониманию права нашёл отражение в тексте? Назовите двух других российских или зарубежных мыслителей XVII–XIX веков, которые придерживались того же подхода к пониманию права, что и автор текста.

14.5. Автор пишет: «Законы существуют для пользы и безопасности людей им подвластных. Но польза и безопасность суть понятия неопределённые, подверженные разным изменениям. Если бы законы изменялись по различному образу сих понятий, они вскоре пришли бы в смешение и могли бы соделаться даже противны тому концу, для коего они существуют». Как Вы поняли авторскую мысль? Согласны ли Вы с ней? Приведите один аргумент и один пример в поддержку своей позиции.

Ответ:

Элементы ответаБаллы
14.1. Должны быть названы: публичное право, частное правоПо 2 балла за каждую верно указанную позицию.

Максимум 4 балла

14.2. Конституционное право2 балла за верно названную отрасль права
14.3. А) По мнению автора, главным источником власти является народ.

Б) Автор выделяет законодательную, исполнительную и судебную (судную) ветви власти

1 балл за верное указание источника власти.

1 балл за три указанные ветви государственной власти.

0 баллов в ином случае.

Максимум 2 балла

14.4. А) В тексте отражён естественно-правовой подход к пониманию права.

Б) Могут быть названы Т. Гоббс, Дж. Локк, Вольтер, Ш. Монтескьё, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев

2 балла за верное названия подхода к пониманию права.

По 2 балла за каждое верное названное имя представителей подхода.

Максимум 6 баллов

14.5. А) Автор говорит о том, что есть некоторые незыблимые основания законодательства, которые не подвержены изменениям, в отличие от понятий пользы и безопасности.

Возможные ответы

Б) 1. Нет, не согласен. Законы должны обеспечивать безопасность и отвечать запросам общества, соответственно они должны меняться с изменением понимания общества понятия пользы и безопасности.

Законодательство США, касающееся возможности государства прослушивать личные телефонные разговоры граждан, изменилось после 11 сентября.

2. Да, согласен. Законы должны быть неизменными, чтобы обеспечивать стабильность общества.

Конституция США была принята в 1787 году, и её основой текст не менялся до сих пор

2 балла за объяснение авторской мысли.

2 балла за приведённый аргумент

2 балла за приведённый пример

Максимум 6 баллов

Максимум за задание20 баллов

 

Задание 15

Содержание ↑

Прочитайте высказывания известных людей. В каждом случае несколько высказываний посвящены одному обществоведческому понятию (в цитатах само понятие заменено звёздочками). В разных высказываниях может меняться форма слова, обозначающего это понятие, или часть речи. Определите понятия, ответ запишите прямо в таблицу.

ВысказыванияПонятия
А) *** есть искусство возможного. (О. Бисмарк)

В *** можно объединяться ради известной цели даже с самим чёртом, – нужно только быть уверенным, что ты провёдешь чёрта, а не чёрт тебя. (К. Маркс)

Б) *** – это я. (Людовик XIV)

*** есть сочетание права и власти. (Б. Вышеславцев)

В) Важнейшая задача *** – научить человека мыслить. (Т. Эдисон)

Умирая, культура превращается в ***. (О. Шпенглер)

Г) *** есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов. (Л. Питер)

*** – это способ тратить деньги, не получая от них никакого удовольствия. (Д. Остин)

Ответ:

ВЫСКАЗЫВАНИЕПОНЯТИЕ
А) *** есть искусство возможного. (О. Бисмарк)

В *** можно объединяться ради известной цели даже с самим чёртом, – нужно только быть уверенным, что ты провёдешь чёрта, а не чёрт тебя. (К. Маркс)

политика
Б) *** – это я. (Людовик XIV)

*** есть сочетание права и власти. (Б. Вышеславцев)

государство
В) Важнейшая задача *** – научить человека мыслить. (Т. Эдисон)

Умирая, культура превращается в ***. (О. Шпенглер)

цивилизация
Г) *** есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов. (Л. Питер)

*** – это способ тратить деньги, не получая от них никакого удовольствия. (Д. Остин)

экономика

Могут быть названы словасинонимы, точно отражающие смысл мысли автора.

По 2 балла за каждое верное слово.

Максимум за задание 8 баллов.

Задание 16

Содержание ↑

Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.

  1. Без идеалов, то есть без определённых хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности. (Ф.М. Достоевский)
  2. Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним. (Л.Н. Толстой)
  3. Избирательный бюллетень сильнее пули. (А. Линкольн)
  4. Не нужда, но скорей изобилие порождает в нас жадность. (М. Монтень)
  5. Кто страшится бедности, тот недостоин богатства. (Вольтер)
  6. Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать. (Екатерина II)

Критерии оценивания сочинения-эссе

Если сочинениеэссе написано не в контексте базовой науки или базовая наука не определена, то максимальный балл, который может быть выставлен по каждому критерию оценивания, 3.

  1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование её значимости для общественных наук и социальной практики.
  2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения при раскрытии темы.
  3. Уровень аргументации:
    • а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;
    • б) опора на научные теории, владение понятиями курса;
    • в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;
    • г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).
  4. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.

До 4 баллов за каждый критерий.

Максимум за задание 28 баллов.

Содержание ↑

Максимум за работу 125 баллов.

Рекомендуем ознакомиться: